7. Особенности и проблемы индивидуального обучения в контексте модернизации образования
Одной из форм получения образования детьми с нарушениями психофизического развития является индивидуальное (надомное) обучение. В организации индивидуального (надомного) обучение существует ряд проблем:
- отсутствие четкой нормативно-правовой базы;
- отсутствие типичных разноуровневых программ и учебников;
- индивидуальной формой обучения охвачены, как правило, дети-инвалиды или дети с различными органическими патологиями в стадии обострения;
- в настоящее время определяется острая необходимость в разработке индивидуальной программы не только для конкретного ученика, но и для каждого ученика отдельно по учебным предметам.
- в коррекционных школах VIII вида для детей с умственной отсталостью 1/3 учебного времени отведено на профессионально-трудовую подготовку. В условиях надомного обучения не всегда есть возможность организации профессионально-трудового обучения. Таким образом возникают проблемы по коррекции недостатков общетрудовой, социально-психологической реабилитации, итоговой аттестации, и, как следствие, интеграции в общество.
Самой сложной является проблема изоляции ребенка от социального окружения, формирование коммуникации и мотивации к любой активной деятельности.
Поэтому основной задачей педагогов является разработка оптимальной модели системы надомного обучения, которая бы включала в себя разделы психокоррекции и реабилитации и определенным образом обеспечивала интегрирование ребенка в общеобразовательное пространство.
Согласно типовому положению о специальном образовательном учреждении для детей с отклонениями в развитии особое значение придается не столько усвоению учеником знаний по общеобразовательным предметам, сколько коррекции недостатков психического развития в целом. Учителю необходимо знать индивидуальные особенности психического здоровья ученика, уметь активно управлять ходом интеллектуального развития. Коррекционная работа может проводиться и на учебном материале, в частности, который представлен в учебнике, и по отдельным коррекционно-развивающими заданиями. Учитель надомного обучения должен быть осведомлен по вопросам специальной педагогики и психологии.
Алгоритм организации надомного обучения:
- Запрос классного руководителя (психолога, социального педагога) в школьном ПМПК о переводе ученика на индивидуальную форму обучения.
- Справка врача и обследование районного/областного ПМПК.
- Отбор учителя администрацией с учетом индивидуальных особенностей ученика и психологической совместимости всех участников образовательного процесса.
- Приказ о переводе ученика на надомную форму обучения, и утверждение максимальной нагрузки (1-4 кл. – 10 ч., 5-9 кл. – 14 ч., 10-12 кл. – 16 ч. в неделю).
- Психодиагностика ученика дефектологом и психологом, заполнение карты психофизического здоровья (определяются отклонения познавательной и эмоционально-волевой сферы для дальнейших рекомендаций учителю по разработке программы коррекции и развития ученика для учета его темповых характеристик и особенностей психоохранного режима).
- Составление индивидуального плана обучения.
- Составление индивидуальной программы обучения по каждому предмету. По согласованию с ПМПК разрешается обучение ученика вместе с классом на уроках трудового обучения.
Для учащихся 1-4 кл. проводятся учебные экскурсии на природу, на производство, занятия на учебно-опытных участках, общественно-полезный труд.
Учитель изучает социальный состав семьи, психологический климат, определяет пути сотрудничества, составляет расписание занятий. Обычно, общее количество часов в неделю распределяется на 3 учебных дня, продолжительность одного индивидуального занятия определяется работоспособностью ребенка (не более 35 мин. в 1-4 кл, и 40 мин. в 5-9 кл.).
Учитель разрабатывает для ученика индивидуально-образовательную программу с учетом психолого-педагогических и медико-социальных особенностей ученика и при участии родителей ребенка, согласовывает с директором школы и педагогическим советом.
Оценивания учебных достижений происходит по критериям, разработанным для детей с особыми образовательными потребностями. Для умственно отсталых детей – нецензовый уровень.
На основе анализа динамики развития ученика, уровня сформированности базовых знаний и умений и определяется оптимальная форма и уровень обучения ребенка на следующий год.
Учитель индивидуального надомного обучения привлекает своего ученика к участию в общеобразовательных мероприятиях, праздниках творческих объединениях, выставках творческих работ учащихся.
Обучение девятиклассников завершается итоговой аттестацией. Специально для каждого ученика разрабатываются задания и вопросы в соответствии с нормативами проведения аттестации в коррекционной школе VIII вида, а также видом трудового обучения.
Обучение ребенка дома – процесс, в котором принимают участие многие специалисты: учитель, дефектолог, классный руководитель. Главное содержание и смысл деятельности учителя заключается в создании ситуации успеха и ее закреплении, формирования положительной самооценки для будущего жизнеутверждения.
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
Планирование и организация учебного процесса в инклюзивном классе
Планирование учебного процесса в инклюзивном классе должно базироваться на концептуальных основах и формировании учебных целей и задач на день, неделю и месяц. Чтобы их выработать, учителю необходимо учитывать уровень сформированности знаний, умений и навыков всего класса, а также индивидуальные потребности учащихся с различными учебными и поведенческими проблемами. Целесообразно также выбирать методы обучения, соответствующие индивидуальным особенностям учащихся и помогающим отследить их достижения.
В этом разделе мы ознакомим с методами и подходами к самостоятельному планированию и реализации учебного процесса детей с особыми потребностями в инклюзивном классе. Отметим, что сотрудничество с другими специалистами в школе и за ее пределами помогает облегчить и обогатить учебно-воспитательный процесс.
Основы организации обучения в инклюзивном классе
В настоящее время еще недостаточно исследований, которые бы формировали представления учителей по планированию и осуществлению учебного процесса в условиях инклюзии.
Рассмотрим несколько концепций, которые формирующих у педагогов понимание процесса преподавания и подходов к его реализации.
В этой связи, ученые-педагоги представили общую модель учебного процесса. Она охватывает три составляющие: экология, процесс и продукт. Экологические факторы, как считают авторы модели, это определенный объем знаний, навыков и опыта. Все личностные факторы обусловливают их подходы к преподаванию.
По мнению ученых, концепции обучения, которыми в своей работе руководствуются учителя, можно представить в виде диапазона от низшего до высшего уровня. Так, в концепциях низшего уровня, процесс преподавания приравнивается к передаче знаний с результатом в форме количественного увеличения их объема. В концепциях высшего порядка преподавания – это деятельность, направленная на достижение изменений на уровне концептуального понимания, в которой результатом учебной деятельности являются качественные изменения в интерпретации учащимися явлений окружающего мира. Каждая такая установка, с одной стороны, определяет характер сложившейся учителем палитры методов и критериев выбора учебных задач, а с другой – влияет на подход учащихся к обучению.
Факторы, связанные с личностью учителя, играют важную роль в планировании и реализации обучения учащихся с особыми потребностями в инклюзивном классе. Вместе с тем в контексте инклюзивного образования важнейшими факторами являются ценностные установки учителя в плане обучения и преподавания. По нашему мнению, для эффективной работы ценности педагога должны, во-первых, согласовываться с теоретическими и эмпирическими принципами учебной деятельности учащихся; во-вторых, эти ценности должны гармонировать с методическими подходами, которые учитель использует для того, чтобы последовательно обучать всех учащихся и отслеживать их результаты для отчетности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)