6.2. Цели и задачи психокоррекционных мероприятий
Психокоррекционные мероприятия, направленные на исправление отклонений в развитии.
- Цели должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Положительная форма включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности, которые должны быть сформированы у клиента.
- Цели коррекции должны быть реалистичными и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы, возможностью переноса клиентом нового позитивного опыта. Должны быть близкими к реальности.
- При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближнюю перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента, так и возможности отображения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.
- Необходимо помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются в течение достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы, до момента ее завершения, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или о потере клиентом положительных эффектов коррекционной работы.
Эффективность психокоррекционной процесса в значительной степени зависит от умения психолога составлять психокоррекционные программы. При этом необходимо учитывать следующие методические требования:
- Четко сформировать основные цели психокоррекционной работы.
- Выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель.
- Определить содержание коррекционных занятий с учетом структуры дефекта и индивидуально-психологических особенностей ребенка, развития ведущего вида деятельности.
- Определить форму работы с ребенком (групповая, семейная, индивидуальная).
- Отобрать соответствующие методы и техники с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей ребенка.
- Запланировать форму участия родителей и других лиц в коррекционном процессе.
- Разработать методы анализа оценки динамики психокоррекционного процесса.
- Подготовить помещение, необходимое оборудование и материалы.
Целенаправленное психокоррекционное влияние на ребенка и подростка состоит из четырех взаимосвязанных блоков:
- Диагностический.
- Коррекционный.
- Оценочный.
- Прогностический.
В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды. – Диагностика психического развития ребенка включает в себя: – Всестороннее психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений; – Анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи; – Определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций; – Диагностику социальной среды ребенка (анализ неблагоприятных факторов социальной среды, которые травмируют ребенка, нарушают его психическое развитие, формирование характера личности и социальную адаптацию). Коррекционный блок включает следующие задачи: – Коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления его микросоциальной запущенности; – Помощь ребенку или подростку в решении психотравмирующих ситуаций; – Формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, классе); – Повышение социального статуса ребенка в коллективе; – Развитие в ребенке или подростке компетентности в вопросах нормативного поведения; – Формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей; – Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения; – Формирование адекватных родительских установок на социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционных процесс; – Создание в детском коллективе, где учится ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий. Оценочный блок, или блок эффективности коррекционных воздействий, направленный на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у ребенка в результате психокоррекционных влияний. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, до момента завершения психокоррекционного процесса и в течение длительного времени после окончания занятий. Эффективность психологической коррекции зависит как от объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам относятся: • Степень тяжести дефекта у ребенка; • Четкость поставленных коррекционных задач; • Четкость организации психокоррекционного процесса; • Время начала коррекционного процесса; • Профессиональный и личностный опыт психолога. К субъективным факторам можно отнести: • Установки ребенка и родителей на психологическую коррекцию; • Отношение их к психологической коррекции и к психологу. При оценке эффективности психокоррекционных влияний необходимо использовать различные методы, в зависимости от поставленных психокоррекционных задач. При оценке поведенческих и эмоциональных реакций ребенка лучше сочетать метод наблюдения с проективными методами исследования личности (цветоассоциативные тесты, методика незаконченных предложений, рисуночные тесты) при оценке эффективности коррекции познавательных процессов у детей можно использовать функциональные пробы, направленные на анализ гностических процессов, результаты педагогических наблюдений. Оценку эффективности коррекции может провести и независимая экспертная комиссия, которая включает в себя не только психологов, а также и врачей, педагогов, социальных работников. Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических функций ребенка или подростка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)