5.3. Привлечение родителей к разработке и последующей реализации ИУП
Участие родителей в разработке индивидуального учебного плана является чрезвычайно важной. Как отмечалось выше, родители могут предоставить информацию о состоянии здоровья, развитии, интересах, особенностях поведения ребенка.
В практике привлечения семей бывают случаи, когда родители не хотят участвовать в разработке индивидуального учебного плана. Причины такого поведения могут быть разными: от нежелания уделять время своему ребенку, до недоверия членам команды, основой которой является отрицательный предыдущий опыт общения со специалистами и педагогами. В любом случае родителей необходимо ободрять и поощрять к участию.
Шаги сотрудничества в рамках ИНП:
- До начала разработки ИУП предоставьте родителям больше информации об индивидуальном учебном плане, его содержании, гибкости (возможность изменений целей и задач, запланированных специальных и дополнительных услуг) и др.
- Познакомьте родителей с членами команды и акцентируйте внимание на конфиденциальности услышанной ими информации. Это даст родителям возможность чувствовать себя комфортнее, устранит напряженность в отношениях между ними, специалистами и педагогами.
- Сообщите родителям, что вы ожидаете от них информации, которая, по их мнению, является важной для разработки ИУП. Подчеркните, что именно они лучше знают интересы, сильные стороны и проблемы своего ребенка, их опыт является неоценимым вкладом в разработку программы развития ребенка.
- Стоит познакомить семьи с другими родителями, которые определенное время участвуют в разработке ИУП для своего ребенка и имеют положительный опыт работы в команде. Такое общение поможет родителям: избавиться от опасений в работе с педагогами, специалистами; начать говорить с посторонним человеком (специалистом) о проблемах своего ребенка; получить советы по процедуре работы в команде над разработкой ИУП.
- В начале работы над ИУП можно предложить родителям прийти с представителем, которому они доверяют. Его присутствие поможет родителям лучше понять то, что предлагается и рекомендуется, а также аргументировать свою точку зрения.
- Подписание родителями ИУП является важным шагом к его реализации. План считается принятым, если он согласован с родителями и подписан ими.
- После разработки ИУП каждые 4 недели встречайтесь с родителями для обсуждения прогресса ребенка, или присылайте им письменный отчет.
Что делать, когда родители не подписывают ИНН?
Родители имеют разные причины не подписывать ИУП. Поэтому, прежде всего, узнайте причину отказа.
Наиболее частые причины отказа подписывать ИУП:
- Родители могут считать, что оснований для разработки такого плана нет, поэтому они не хотят, чтобы их ребенок учился по отдельной программе и, таким образом, отличался от других учеников.
Возможные действия. Создайте условия для встречи родителей с педагогом, специалистом или другими родителями, которому/которым они больше всего доверяют. Обстановка встречи должна быть неформальной. Целью встречи должен стать разговор с родителями об ИУП как механизме для достижения ребенком успеха, а не способе «навешивания ярлыков». Если родители недовольны результатами оценки развития ребенка, предложите им принять участие в учебных занятиях, став, таким образом, независимыми наблюдателями, и пройти процесс оценки развития ребенка еще раз. Рассмотрите другие варианты, предложенные родителями.
- Родители могут считать, что команда спланировала недостаточно мер для достижения ребенком прогресса.
Возможные действия. Объясните родителям, что ИУП является гибким механизмом, который меняется, развивается и постоянно пересматривается, поэтому постепенно предложения родителей удовлетворяются. Напомните родителям, что они всегда оставляют за собой право контроля за соблюдением ИУП и его изменениями.
Возможно, будут и другие причины, которые побуждают родителей не соглашаться подписывать ИУП. Поэтому будьте гибкими, изменяя тактику работы с семьей, ища решения, которые бы удовлетворили родителей и команду, проявляйте свой профессионализм.
Функции руководителя учебного заведения по разработке и реализации ИУП.
- Формирование команды для разработки ИУП; привлечение педагогов, специалистов (на начальном этапе изучения ребенка и определения направлений деятельности в состав команды входят только педагоги и специалисты) и родителей (они присоединяются к педагогам и специалистам на этапе представления ИУП к рассмотрению).
- Определение (совместно с членами команды) необходимых консультаций с внешкольными специалистами, которых следует привлечь.
- Определение (совместно с членами команды) необходимых технических адаптаций (например, адаптация туалетных помещений).
- Определение и внесение изменений в расписание, учебный план.
- Создание условий для проведения встреч членов команды.
- Контроль над разработкой и выполнением ИУП.
- Консолидация усилий для осознания членами команды проблем и потребностей ученика в комплексе, а не только с точки зрения каждого отдельного специалиста.
- Обеспечение проведения встреч с членами команды для обсуждения выполнения ИУП и прогресса ребенка (как минимум – каждые 6 недель).
- Встречи с родителями для обсуждения прогресса ребенка/поручение руководителю команды касательно проведения этих встреч (руководитель также может передавать родителям письменный отчет).
Для полного согласования ИУП может понадобиться ряд встреч членов команды.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)