5.2. Оценки и составления индивидуального учебного плана
Созданию индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями предшествует определенный период оценки, который позволяет выявить особенности: поведения, учебных приоритетов, конкретных умений, а также общего уровня развития ученика. Эта информация дает учителю возможность соответствующим образом построить учебный процесс, удовлетворить потребности детей и способствовать их всестороннему развитию. Также следует проводить формальную оценку детей с использованием специальных методик, к которой должны быть привлечены родители и специалисты. Под оценкой следует понимать процесс сбора всесторонней информации о ребенке, который затем используется для определения сильных качеств ученика и сфер, где он отстает. Процесс оценки подразумевает определение текущего уровня развития ребенка, дает возможность разработать соответствующие учебные планы и мероприятия. Процесс оценки учеников с особыми потребностями должен быть комплексным, направленным и более точным, чем процесс оценки детей с типичным уровнем развития. Комплексность необходима для того, чтобы точно определить возможности ребенка и все сферы, где он нуждается в помощи.
К этому процессу оценки следует привлекать специалистов из нескольких дисциплин. Это должно быть непрерывный, коллективный процесс систематических наблюдений и анализа. Результаты, полученные в ходе только одного наблюдения только одним специалистом, не могут считаться достоверными.
Для создания эффективного индивидуального учебного плана нужны совместные действия учителей, родителей и специалистов. Следует заверить родителей, что при проведении оценки ребенка, анализа результатов работ, внимание будет обращаться на сильные качества ученика; что это процесс сбора информации, которая поможет учителям и специалистам работать в интересах ребенка; что это средство для разработки индивидуального плана, который будет полностью соответствовать потребностям ребенка. Информацию о ребенке можно получить из разных источников – от родителей, взрослых (включая тех, с кем ребенок живет), от самого ребенка, от специалистов, которые с ним работают и других. Специалисты могут помочь точно определить уровень развития и потребности ребенка. Существенно помочь при оценке ребенка могут специалисты (логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, медики, психологи и др.). После завершения процесса оценки все, кто принимал в нем участие (учителя, специалисты), анализируют результаты.
Получив результаты комплексной оценки, необходимо перейти к разработке индивидуального учебного плана.
Советы по проведению первой встречи команды по разработке ИУП
В группу по разработке ИУП могут входить те же лица, которые принимали участие в процессе оценки. Цель встречи – обобщение оценки сильных и слабых сторон ребенка, текущего уровня знаний, умений и навыков и формулировка перспективных (максимум на учебный год) учебных целей в разных сферах развития. После того, как определены перспективные цели, члены команды переходят к общему планированию конкретных целей и задач на ближайший период.
При планировании мероприятий, которые помогут ребенку овладеть другими умениями и навыками, соответствующими его возрасту, можно сравнить его развитие с типичным уровнем развития (это может помочь определить необходимую последовательность развития умений ученика).
Важно:
- К началу первой встречи руководитель заведения собирает и изучает результаты комплексной оценки развития ребенка, встречается с отдельными педагогами, специалистам с целью составления перечня вопросов, которые будут обсуждаться на первой встрече.
- Руководитель учреждения назначает время и место проведения встречи, максимально удобные для всех членов команды. Комната, в которой будет происходить встреча должна быть просторной, без лишних предметов, но с доской. Также следует обеспечить участников бумагой, чтобы им было удобно фиксировать мысли и предложения. Стоит позаботиться о лицах, которые по определенным причинам не смогут участвовать во встрече, однако, смогут общаться по телефону.
- Руководитель учреждения проводит первую рабочую встречу по разработке ИУП: в начале встречи согласовывает терминологию, делая ее понятной для всех; сосредоточивает внимание на вопросах, вынесенных на обсуждение; назначает секретаря собрания из числа лиц, не участвовавших в процессе оценки; для презентации информации предоставляет слово каждому из членов команды, обеспечивая положительную атмосферу встречи и тому подобное.
- Важно совместно выбрать руководителя команды, он в дальнейшем будет планировать и назначать заседания, определять место собрания, извещать всех участников и тому подобное.
- В конце встречи вместе со всеми членами команды уточните выработанные стратегии, чтобы убедиться, что они направлены на прогресс ребенка, и все понимают их одинаково; перечень изменений, которые необходимо сделать в среде, техническом обеспечении, включая дополнительное время и тому подобное;
- Назначьте встречу с родителями, чтобы представить и обсудить результаты оценки, рекомендации, пригласить к процессу составления ИУП.
- Составьте письменный отчет встречи и добавьте его в личное дело ребенка.
Как представлять результаты комплексного оценивания?
- Поблагодарите всех за проделанную работу.
- Объясните, что целью презентации результатов оценивания является определение особых потребностей ученика для дальнейшего составления ИУП.
- Напомните о конфиденциальности сообщаемой информации.
- Заметьте, что после отчета каждого члена команды, все могут задавать вопросы.
- Попросите участников представлять информацию о возможностях и сильных стороны ученика, а не только его проблемах.
- Предоставьте слово для презентации результатов всем, кто принимал участие в оценке сильных и слабых сторон ребенка.
- После всех выступлений попросите участников высказать свои мысли и задать вопросы.
- Обобщите результат оценки, комментарии и вопросы.
- Запишите их в качестве рекомендаций для составления ИУП.
- Зачитайте записанное, чтобы убедиться, что все члены команды понимают содержание результатов и согласны с рекомендациями.
Помните, что все мысли являются ценными. Выслушивайте все идеи, поддерживайте каждое желание сделать вклад в достижение прогресса ребенка.
Вопросы, которые необходимо рассмотреть:
- Как будут обеспечиваться приезды детей в учебное заведение?
- Нужно ли ребенку сопровождение для передвижения по школе?
- Какие адаптации среды, технического обеспечения необходимо осуществить?
- Каких специалистов необходимо привлечь?
- Каково поведение ребенка, в каких изменениях он нуждается для улучшения процесса обучения?
- Каков нынешний уровень достижений ребенка?
- С усовершенствования/развития каких навыков необходимо начать?
- В каких сферах развития необходимо оказать помощь?
- Сколько времени в неделю должны проходить занятия со специалистами или дополнительные занятия?
- Какие изменения в расписании должны состояться?
- Какие меры будут предложены для установления сотрудничества с другими учениками?
- В каких мероприятиях, кроме учебных, ребенок будет участвовать?
Важно помнить, что определять цели и планировать задачи необходимо одновременно во всех сферах развития, в которых ученик нуждается в помощи.
Члены группы по разработке ИУП тесно сотрудничают и несут общую ответственность за решения о мерах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе.
Следующие шаги, которые необходимо предпринять после встречи, чтобы обеспечить выполнение ИУП.
- Убедитесь, что родители получили копию ИУП, заверенную руководителем заведения.
- Обеспечьте такими же копиями педагогов и специалистов, которые будут работать над реализацией ИУП.
Кто отвечает за разработку и реализацию ИУП?
ИУП разрабатывается командой, в состав которой входят: педагоги, работающие с ребенком, специалисты, которые будут привлечены к учебно-воспитательному процессу, родители ребенка и руководители учебного заведения. Составленный и согласованный со всеми членами команды индивидуальный учебный план подписывается директором школы и родителями. Ответственность за реализацию индивидуального плана возлагается на всех членов команды. Отслеживание хода выполнения целей, определенных в индивидуальном учебном плане, возлагается на заместителя директора (в его обязанности входит решение вопросов инклюзивного образования).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)