4.3. Оптимизация процесса интегрирования ребенка в общеобразовательную среду
- обеспечить родителей детей с особыми потребностями своевременным доступом к информации и консультации, поддержки со стороны профессионалов и других родителей;
- поддерживать способность родителей преодолевать свои страхи, другие психологические трудности, усиление компетентности, с целью полноценного участия родителей в учебном процессе;
- формировать положительное отношение и общую культуру родителей с целью предоставления детям достаточного уровня опеки, поощрение самостоятельного выбора детьми занятий, реализации их творческих потенциалов и желаний;
- способствовать объединению усилий родителей в лоббировании внедрения инклюзивной формы обучения, влиянии на законодательный процесс, выработке политики и процедур деятельности школ и сетей поддержки, привлечения финансовых и других ресурсов для развития инклюзивных программ;
- создать мощную сеть родительских организаций и объединений с целью консультативной и информационной работы в окружающей среде и обществе в целом, распространение образцов лучших инклюзивных практик средствами массовой информации, в том числе среди родителей здоровых детей.
Очевидно, прежде всего, стоит учитывать, что дети непосредственно воспринимают и учатся тем вещам, которые встречают в своей жизни. Подтверждением этого факта является наблюдение российского психолога, которое констатирует:
Если ребенок окружен критикой, то он учится обвинять,
Если ребенок видит враждебность – он учится драться.
Если над ребенком издеваются – он учится быть робким.
Если ребенка постоянно стыдят – он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенок окружен терпимостью – он учится быть терпимым.
Если ребенка поощряют – он учится ценить других.
Если ребенок чувствует себя в безопасности – он учится верить.
Если ребенка одобряют – он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются с ним доброжелательно – он учится находить любовь в этом мире.
Итак, суммируя вышесказанное, следует отметить, что дети с проблемами в развитии еще в дошкольном возрасте начинают понимать свою непохожесть на сверстников, а в подростковом возрасте – бурно переживают свое физическое несовершенство. Поэтому цель реабилитации детей – это, прежде всего, реабилитация их как личностей. В коррекционно-воспитательном процессе необходимо стремиться достичь у ребенка самостоятельности, уверенности, мобильности. Для этого необходимо:
- формировать умения и навыки, необходимые для самостоятельной жизни;
- учить общаться (врачи утверждают, что во время нашего удовольствия, радости мозг выделяет гормоны удовольствия – эндорфины. Причем этот механизм действует при любой зависимости – наркотической, алкогольной, склонности к сладостям, коллекционировании, то есть, в любом виде деятельности, если это нравится человеку. У человека заложена потребность в получении удовольствия. От родителей и воспитателей зависит, что станет источником положительных эмоций у ребенка: работа, учеба, наркотики, вредные привычки? Формирование «умных эмоций», коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как одна из важнейших задач воспитания);
- достичь формирования у ребенка такого психологического состояния, когда он воспринимает свой дефект (недостаток) как одно из своих качеств, которые отделяют его индивидуальность от других, и не более того.
Чтобы достичь такого состояния взрослым нельзя чрезмерно заботиться о ребенке, проявлять жалость, снижать требования, а для этого создать благоприятные условия для достижения жизненных целей:
- научить общаться;
- определить жизненные ценности;
- научить достигать поставленной цели;
- научить жить, не находясь в зависимости от здоровых (по возможности);
- искоренить потребительскую психологию и заменить ее умением получать радость;
- научить уважать желания других, их интересы.
Психологическая помощь родителям должна заключаться в разрушении ненужной стены, на которой израненная психика родителей отчеканила слова: «Мой ребенок не такой как все, он хуже». Эта горечь и разочарование исчезнут тогда, когда появятся первые успехи у ребенка.
Первой ласточкой новых форм работы с родителями в учреждениях для детей с особыми потребностями можно считать «Школу жизненной компетентности для родителей», которая начала функционировать в Орловском учебно-реабилитационном центре. В течение года специалистами этого учреждения для родителей проводились уроки здоровья, любви, мудрости и труда, консультации и обмен опытом семейного воспитания.
Значительна роль родителей, когда ребенок с особыми потребностями находится в инклюзивной среде, поскольку именно родители являются партнерами и активными участниками учебно-воспитательного процесса, именно они на первых этапах выбирают дальнейший жизненный путь своего наследника и обеспечивают его первые успехи. Особенно ответственна роль родителей при выполнении индивидуального учебного плана.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)