4.2. Родители и инклюзия
Учителя давно осознавали значение участия родителей в жизни школы, однако семьи и в дальнейшем имеет определяющее влияние на детей на протяжении всего их обучения. Итак, поиски подходящих способов обеспечения участия и сотрудничества родителей со школой остаются в школах нужной и непростой задачей, приобретают особое значение в школах инклюзивных.
Важность работы с родителями подчеркивается и в законодательстве. В частности, «родители являются участниками учебно-воспитательного процесса» и имеют право:
- Выбирать учебные заведения и формы обучения для несовершеннолетних детей;
- принимать решение об участии в инновационной деятельности общеобразовательного учебного заведения;
- избирать и быть избранным в органы общественного самоуправления общеобразовательных учебных заведений;
- обращаться в соответствующие органы управления образованием по вопросам обучения и воспитания детей;
- защищать законные интересы детей.
В контексте существующего законодательства ожидается, что все школы должны:
- Сообщать родителям об успехах детей;
- Предоставлять информацию о школьной учебной программе;
- Подключать родителей к руководству;
- Проводить для всех родителей ежегодные сборы;
- Привлекать родителей к определению особых учебных нужд. Особое значение эти тезисы приобретают по отношению к родителям детей с особенностями психофизического развития.
Ведь образование таких детей является общей задачей родителей и специалистов. Положительное отношение к этому родителей безусловно способствует интеграционным процессам как в школе, так и в обществе в целом.
Поэтому главными инициаторами во внедрении программ привлечения в России, как и во всем мире, являются родители. Это, прежде всего, происходит потому, что родители являются естественными носителями идеи, духа привлечения детей с особыми потребностями в общую систему и, кроме того, они являются заказчиками и потребителями этого вида образовательных услуг.
Впрочем, родители, как и любое звено, касающееся инклюзии, требуют соответствующей поддержки и помощи, что, безусловно, повысит в этом их роль. Обязательным является получение родителями широкого спектра услуг, чтобы предоставить им возможность стать компетентными защитниками прав своих детей, для дальнейшего использования этих навыков в отстаивании права ребенка на равный доступ к качественному образованию, обеспечение экономической и социальной независимости детей в будущем.
Стоит родителей детей с особыми потребностями:
- Научить лучше понимать внутреннее состояние детей и стать компетентными защитниками их прав и интересов.
- Оценить потребности и обеспечить предоставление образовательных, социальных и других услуг семьям детей с особыми потребностями.
- Обеспечить информационной поддержкой для удовлетворения их профессионального роста в отстаивании прав и интересов детей с особыми потребностями.
- Побудить к развитию активной гражданской позиции, способствовать созданию родительских организаций.
Общая информация для родителей о работе в классе
- Почувствуйте атмосферу в классе – обратите внимание на уровень шума, на активность детей, на взаимодействие учителя с учениками.
- Присоединитесь к групповой деятельности. Посидите рядом с детьми.
- При проведении занятий давайте детям определенное время самим подумать над той или иной проблемой и только потом предлагайте свою помощь.
- Не стесняйтесь при необходимости расспрашивать членов педагогического коллектива.
- Не пытайтесь интерпретировать детские работы (рисунки, здания из кубиков, древесины и т.п.), давая им названия. Спрашивайте малышей, что они сделали.
- Не говорите о конкретных детях с другими взрослыми, их родителями или членами семей. Если у вас есть вопросы, комментарии или вы чем-то обеспокоены, обратитесь к учителю или директору.
- Не обсуждайте поведение ребенка в его присутствии.
- Расскажите о своих идеях и предложениях членам педагогического коллектива, чтобы они могли использовать их в своей работе.
- Следуйте принципам руководства классом и методам решения проблем, определенных учителем.
- Работайте с радостью и тому подобное.
Общая информация для учителей по работе с родителями
- Выберите один из видов деятельности, хорошо подходящих для демонстрации. Кратко объясните родителям цель занятия и схему его проведения.
- Пригласите родителей поработать с небольшой группой детей (не более двух-трех).
- Объясните родителям, что занятие должно проходить непринужденно, в виде игры. Это поощряет детей к творчеству, к риску, и они получают от занятия гораздо больше пользы, чем в случае простого выполнения приказов.
- Подчеркните, что не следует акцентировать внимание на результате, на победе. В раннем детстве наибольшее значение имеет сам процесс обучения, а не конечный результат.
- Расскажите родителям, как следует реагировать на то или иное поведение детей. Ознакомьте их с конкретными стратегиями действий, которые позволяют добиться положительного результата.
В своей работе с родителями учителям желательно придерживаться следующих принципов:
- Первичным источником информации о родителях должны быть они сами. Необходимо собирать только те сведения, которые важны для работы с детьми.
- Родителям не следует позволять просматривать записи, не относящиеся к их детям.
- Информацию, полученную от детей и родителей, надо предоставлять членам педагогического коллектива и консультировать только в той степени, насколько это необходимо для работы с детьми.
- Семьям следует рассказывать, что было сообщено другими работниками школы или специалистам и почему это было сделано. (Персонал школы может давать письменную подписку о том, что информация не будет распространяться). Если есть сомнения относительно возможности передачи конфиденциальной информации другим, сначала спросите разрешения у членов семьи. Единственным исключением из этого правила являются случаи возможного насилия и отсутствия заботы о детях.
- Ежегодно, после прихода в класс новых родителей и работников, решайте, какую информацию собирать, как ее использовать и кто к ней будет иметь доступ.
- Родители имеют право решать, кто, когда и как может информировать других людей о поведении, знания, убеждения и взгляды ребенка и его семьи. Информацию о детях следует предоставлять только тем людям, кому она действительно нужна и кто имеет право ее знать.
Никогда не разговаривайте и не пишите о ребенке кому-либо без согласия родителей. Храните свои заметки, контрольные листки и другие записи в таком месте, где дети или их родители не могли бы их случайно прочитать. Держите информацию частного характера в особой папке и обсуждайте ее содержание только на профессиональной основе. Эти папки должны храниться в закрытом месте дирекции школы. Менее конфиденциальные сведения, а также детские работы могут храниться в классе.
Опрос родителей является важным элементом при сборе разносторонних сведений о ребенке с проблемами. Родителям можно предлагать различные пути общения. Например, для некоторых удобнее письменно отвечать на заранее составленный перечень вопросов, другие хотят разговаривать с учителем лично.
Иногда родителям следует подсказывать, какая информация о ребенке нужна школе. Будьте чуткими и внимательными – и вы получите их помощь. Родители знают своего ребенка лучше других и быстро поймут, что вы относитесь к ним как к партнерам в работе с ребенком. Общение с родителями – это двусторонний процесс. Демонстрируйте родителям. насколько полезна полученная от них информация и как она способствует определению эффективных способов помощи ребенку. Предоставляйте родителям возможность расспрашивать вас.
Процесс оценки может начинаться с получения следующей информации:
- Кто этот ребенок? Какова его биография?
- Какие лица играют важную роль в жизни ребенка?
- Какие достижения у ребенка?
- Какой уровень его физического развития?
- Какое его социальное и эмоциональное развитие? Каковы его игровые умения?
- Какое развитие коммуникативных навыков ребенка?
- Какое его когнитивный (познавательный) развитие?
- Какие виды занятий больше всего интересуют ребенка?
- В каких сферах ребенку нужна помощь (общение, социальное и эмоциональное развитие, игровые умения, физическое развитие, решение проблем, мышление и т.д.)?
- Какие ресурсы есть у педагогического коллектива? Материалы и оборудование? Какие работники?
- Какие методы воздействия позволяют эффективно помочь ребенку (например, непосредственное вмешательство, моделирование поведения, подсказки, приспособления среды и т.д.)?
- Когда ребенок действует успешно и когда он нуждается в помощи (например, во время еды, сна, на улице, во время игры один, во время игры с другими детьми и т.д.)?
- Где (в каких условиях) ребенок преуспевает и где (в каких условиях) у него возникают трудности (например, дома, во время семейных торжеств, в больших или в маленьких группах, в школе и т.д.)?
- Как интересы ребенка и его мотивация к обучению влияют на его способность к обучению? Предусматривают эти интересы привлечение других лиц? Насколько школьные занятия соответствуют интересам ребенка?
- Как ребенок демонстрирует то, что он знает (с помощью языка, знаков, жестов и т.д.)?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)