4.1. Семья и ее роль в социализации ребенка с особыми потребностями
Современный этап развития специальной педагогики и психологии характеризуется поиском новых путей социальной адаптации детей с психическими и физическими проблемами. Значительный успех в социализации ребенка с особыми образовательными потребностями может быть достигнут только при активном участии в этом процессе семьи, и, в первую очередь, родителей. В связи с этим, проблема семьи ребенка с отклонениями в развитии является одной из самых актуальных.
В Концепции семейного воспитания подчеркивается, что «современная семья должна стать главным звеном в воспитании ребенка, обеспечить ему надлежащие материальные и педагогические условия для физического, нравственного и духовного развития». И это закономерно, ведь построить полноценную национальную школу без активного участия и поддержки семьи невозможно.
В последние годы, несмотря на внедрение инклюзивного обучения, предусматривающего привлечение родителей, как активных участников учебно-воспитательного процесса, в теории и практике педагогической науки возникла необходимость активного изучения семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями. Специалистов интересуют вопросы не только формирования у детей новых умений и навыков, они рассматривают семью как основной стабилизирующий фактор адаптации ребенка. Именно из собственной семьи ребенок выносит во взрослую жизнь первые представления о морально-человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми. В семье дети не только подражают близким, ориентируются на их социальные и нравственные установки. Поэтому психологическая зрелость родителей, их идеалы, опыт социального общения чаще всего имеют решающее значение в развитии ребенка.
Семья – это микросоциум, в котором формируются нравственные качества ребенка, его отношение к людям, представление о характере межличностных взаимоотношениях. И этот факт нельзя упускать как в диагностической, так и в дальнейшей коррекционной работе с ребенком с проблемами в развитии.
Следует отметить, что до сих пор разработке этой проблемы в специальной педагогике не уделялось должного внимания. А влияние семьи на формирование личности ребенка с особыми потребностями в условиях школы-интерната вовсе не изучалось.
Не всегда условия воспитания в современной семье, к сожалению, являются благоприятными для развития и воспитания детей с ограниченными возможностями. Кроме того, воспитание неполноценного ребенка особенно сложное и ответственное. Эту ответственность родители обязаны нести перед своим ребенком и обществом. если ребенок с особыми потребностями лишен правильного воспитания, то его личностное недоразвитие углубляется, а сами дети могут стать обузой для семьи и общества.
Семья ребенка с отклонениями в развитии является ее первым социализирующим институтом. Процесс взросления детей такой категории проходит с большим трудом и в несколько замедленном темпе, его можно разделить на этапы:
1 этап социализации – вхождение ребенка в социум. Первой ступенькой является адаптация его в семье. Успешность этого процесса зависит от того, насколько адекватно члены семьи реагируют на проблемы ребенка и помогают в их преодолении. Возникающие трудности – результат неправильной позиции родителей и других членов семьи.
II этап социализации – это пребывание ребенка в учебном заведении. Важную роль должно сыграть такт педагогов, уважение к ребенку с особыми образовательными потребностями. Настройку ребенка на пребывание в заведении, важность новых изменений в его жизни выполняют члены семьи.
III этап социализации – адаптация ребенка и его семьи собственно в обществе, (поиск других семей с подобными проблемами, установление контактов, поиск своей «социальной ниши»).
Все эти процессы невозможны без активной деятельности социальных и психологических служб (районных, городских, школьных).
Однако работу с семьями детей с особыми потребностями невозможно четко организовать без всестороннего изучения проблем семьи, семейно-детских отношений.
По мнению автора, гармоничная внутрисемейная атмосфера расценивается как коррекционная среда для ребенка.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, живут под грузом многочисленных проблем, не каждый родитель оказываются способными принять болезнь ребенка, адекватно реагировать на постоянно возникающие проблемы. Известно, что пролонгированная психотравмирующая ситуация оказывает негативное влияние на психику родителей и усложняет их отношение к ребенку. Некоторых родителей трагичность ситуации надламывает. А собственно личностные качества родителей определяют возможности социализации детей и адаптации к жизни, то есть их будущее. Важно наличие у родителей такого важного качества как стрессоустойчивость, именно она необходима для поддержки ребенка. Отсутствие же этого качества указывает на неспособность родителей осуществлять воспитание и социальное сопровождение собственного ребенка в течение всей жизни, взаимодействовать со специалистами разного уровня или наоборот, свидетельствует о склонности к аутизации по отношению к ребенку или социуму.
Какими же особенностями отличаются семьи, негативно влияющие на формирование детей?
Некоторые ученые различают следующие их виды:
1. Неблагополучная семья. Внутри родственных отношений таких семей идет несовместимость во взглядах и принципах организации семьи, стремление достичь целей за счет использования чужого труда; желание подчинить своей воле другого. Это семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубо относятся к детям; семьи с нездоровой моральной атмосферой и. т.д.
2. Конфликтные семьи (родители не стремятся избавиться от недостатков своего характера).
3. Семьи с недостаточным воспитательным ресурсом (неполные семьи или с низким общим уровнем развития родителей. Низкая образованность или отсутствие воспитания, которые не позволяют помочь детям в учебе и решении других проблем).
4. Педагогическое некомпетентные семьи (где царят надуманные или устаревшие представления о ребенке. Имеется желание у родителей сохранить у ребенка определенные образцы поведения, которые им нравятся – послушание, неактивность).
Подготовка ребенка к школе – это формирование навыков дисциплины. Российский психолог выделяет важные условия, благодаря которым правила, которым мы учим детей, превращаются в чувство долга. Наиболее существенными из них являются одобрение окружающих, удовольствие, получаемое ребенком при соблюдении правил, а также чувство уважения к тому человеку, который их диктует.
Враждебность, агрессивность, психические срывы у детей – это последствия родительских наказаний. В основе нарушений поведения ребенка лежат его скрытые стремления. Психолог выделяет 4 наиболее типичные и важные цели недисциплинированного поведения ребенка. Это ребенок, который:
- хочет обратить на себя внимание;
- не хочет повиноваться взрослым, стремится получить над ними верх;
- желает отомстить взрослым за то, что они его не любят и обижают;
- хочет демонстративно показать, что он ни на что не способен, и хочет, чтобы его оставили в покое.
Чтобы определить мотив, нужно наблюдать за детьми и прислушиваться к собственным чувствам. Ведь у взрослых есть значительное преимущество над детьми – они могут управлять своими эмоциями. Поэтому, вместо повышения голоса лучше проявить свою любовь, ведь ребенок всегда нуждается и ищет защиты взрослых. Если взрослые излишне используют силу и власть, то срабатывает механизм самозащиты – отсюда детское раздражение.
Главным событием у детей 6-7 лет является изменение статуса – поступление в школу. Успешное обучение во многом зависит от того, учитывают ли учителя, родители закономерности физического и психического развития первоклассников.
Существует термин школьная зрелость (психологическая готовность к школе). В этом случае речь идет об интеллектуальной, эмоциональной, социальной зрелости ребенка.
Интеллектуальная зрелость – это определенный объем знаний, представлений, понятий, установление связей между явлениями и событиями способность к логическому мышлению и т.д.
Эмоциональная зрелость – развитие произвольного поведения, умение сосредоточиваться на выполнении определенных задач.
Социальная зрелость – потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение правилам, умение слушать и выполнять указания учителя.
Итак, школьная зрелость – это необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться.
Каждый ребенок имеет свои слабые и сильные стороны и проходит индивидуальный путь развития.
В процессе воспитания детей с психофизическими нарушениями необходимо учитывать объективные трудности их развития, а именно: трудности речевой коммуникации, социальную инфантильность, несформированность социально-бытовой компетентности, эмоционального развития, нарушения поведения, нечеткие представления о системе поведения, нарушение общего психического развития и др.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, начинает формироваться характер ребенка.
Известный психолог отмечает некоторые особенности характера младшего школьника:
- импульсивность – склонность действовать немедленно. Причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке;
- общая недостаточность воли – не умеет долго идти к намеченной цели, преодолевая трудности;
- капризность, упрямство – недостатки воспитания;
- любознательность, непосредственность, доверчивость – склонность к подражанию. Опасность заключается в том, что ребенок перенимает не только положительное;
- эмоциональность – неумение сдержать свои чувства, контролировать их проявления.
Отклонения в развитии личности ребенка проявляется по-разному: или в не конкретном понимании мотивов деятельности, в ограничении знаний о требованиях коллектива или в неумении сопоставлять свои намерения, желания с общими целями. Наблюдается также некоторая изолированность ребенка от ученического коллектива. У одних детей проявляется высокомерие, переоценка собственных сил, умений и своего места в коллективе, у других – чрезмерная робость, застенчивость, недооценка собственных сил, часто встречается некритичность и покорность чужим влияниям. Эти проявления обусловлены недостатком общения, контактов с людьми и могут быть обусловлены недоразвитием речи или недостатками воспитания.
У детей с недостатками слуха проблемы формируются в сфере словесно-логического мышления. Нарушение слуховых восприятий вызывает подозрительность, невозможность понять услышанное. Это приводит к неустойчивому поведению. Слабовидящим детям свойственна недостаточная пространственная ориентация и скудная эмоциональная жизнь. У детей с нарушениями интеллектуального развития наблюдается недоразвитие высших форм памяти, мышления, характера. Недоразвитие личности проявляется в примитивных реакциях, повышенной самооценке, негативизме, недоразвитии воли, невротических реакциях. Дети с умственными недостатками проявляют пассивность, инертность, подчинение постороннему влиянию, и все это – из-за отсутствия критического мышления. В них трудно сформировать мораль, понятие качества не проявляются в некритическом отношении к собственному поведению и умение правильно оценить свои силы.
Учитывая вышесказанное, основными задачами семейного воспитания являются:
- формирование привычек позитивного поведения;
- положительная оценка ребенка и адекватная оценка его деятельности (Что сделал? Чему научился? Как проявил себя?);
- благоприятный психологический климат семьи.
Родители должны дать своим детям важнейший урок – нести людям радость. Отсюда неоспоримое значение развития эмоциональной сферы у детей, различия и реакция на чувства и поступки людей, усвоение норм этикета и правил общения. Родители должны усвоить непреложную истину: вместо того, чтобы вкладывать деньги в вещи, надо вкладывать их в детские чувства.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)