3.9. Дети с минимальной мозговой дисфункцией (ММД)
По данным российских ученых у 35-40% детей есть отклонения в функционировании ЦНС (это, в основном, отклонения в работе мозга, получении внутриутробно). ММД – междисциплинарная проблема (медики + педагоги).
Внешние проявления ММД почти одинаковы; стерта неврологическая симптоматика, специфические отклонения в поведении (двигательная расторможенность, рассеянность). Относят к функциональным нарушениям, которые исчезают по мере созревания мозга. Часто ассоциируют с ЗПР, психопатиями, в начале обучения в школе.
Функциональное отклонение в работе ЦНС у медиков не считается тяжелым дефектом, в 1-2 года снимают с диспансерного учета, если родители не проявляют волнения. С начального школьного обучения этот процесс идет лавинообразно. Часто ребенок в тяжелых случаях попадает к психиатру, психологу или дефектологу. Коррекция запущенных случаев является сложной.
Характерные особенности:
- неврозы;
- заикание;
- девиантное поведение;
- антисоциальные поступки.
Рекомендовано: соблюдение режима труда и отдыха (потому что у детей наблюдается повышенная умственная усталость, расстройства внимания). Замедлен темп роста и созревания мозга. Это видно на электрической активности мозга (в гипоталамических отделах тэта-ритм) и не формируются механизмы произвольного внимания, дисбаланс в созревании подструктур мозга и смещение баланса между возбуждением и торможением. Миелинизация проводящих волокон завершается у детей не в 7 лет, а в 9-10 лет, поэтому им присуща хаотичность движений и чрезмерное возбуждение.
От нормальных детей с ММД отличает:
- быстрая утомляемость, сниженная умственная работоспособность;
- резко сниженные возможности произвольной регуляции поведения (составить план, соблюсти обещание);
- зависимость умственной деятельности от социальной активности (один – двигательная расторможенность, при многолюдной обстановке – дезорганизация деятельности);
- снижение объема оперативной памяти (мало держит информации, трудности образования длительных нервных связей);
- сформирована зрительно-моторная координация (ошибки в письме при списывании, срисовывает);
- изменение рабочих и релаксационных ритмов работы мозга (состояние переутомления, рабочие циклы 5-10 минут, релаксационные – 3-5 минут – ребенок не воспринимает информацию; (есть грамотные и неграмотные тексты; взять ручку и не помнить; сказать грубость и не помнить). Похоже на стертые эпилептические приступы, но разница в том, что ребенок продолжает свою деятельность.
Характерные недостатки: внимания, оперативной памяти, повышенная утомляемость.
Рекомендации: после 2-го урока проводить час релаксации: прогулки, завтрак, потом восстанавливается работоспособность. Групповые формы работы, не требующие тишины и дисциплины, психотерапия и игровые методы обучения.
Гипердинамический синдром
В основе гипердинамического и гиподинамического синдромов – микроорганические повреждения головного мозга, возникающие вследствие кислородного внутриутробного голодания, микрородовой травмы, приводят к минимальной мозговой дисфункции (ММД). отсутствуют грубые органические повреждения, но есть много микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга
Еще в роддоме врачи отмечают вялость или возбудимость ребенка и первое кормление малыша может быть отложено на 2-3 дня. Часто такое случается с большим младенцем, который появился на свет при затяжных или стремительных родах. У каждого 5 ребенка проявляется ММД.
Чаще всего гипердинамический синдром проявляется в следующих случаях:
Основные признаки: неустойчивость внимания, двигательная расторможенность, которая проявляется в первые месяцы жизни ребенка, когда ребенка тяжело удержать в руках, как и невропатического. Сказать о гипердинамическом ребенке, что она непоседливый – значит не сказать ничего. Он подвижный, как ртуть. Именно гипердинамические дети чаще убегают из ДОУ, но не специально, а потому, что вдруг обнаружили щель в заборе или приоткрытые ворота. Руки такого ребенка часто находятся в постоянной работе: что-то мнут, вертят, обрывают, отковыривают. Даже постоять такому ребенку трудно, кажется, что еще мгновение – и он помчится куда глаза глядят.
Гипердинамичность проявляется у одних детей утром, у других – ближе к вечеру, и становится проблемой уложить спать такого ребенка. Даже в кроватке ребенок продолжает играть и засыпает, стоя на коленях и локтях, взбивая до утра простыню от частых верчений во сне. Импульсивность гипердинамического ребенка напоминает короткое замыкание: увидел – схватил – побежал. Часто такие дети не держат зла, хотя довольно часто ссорятся и мирятся с детьми. Если же наблюдаются озлобленность, агрессивность, жестокость, то можно думать, что у ребенка более грубые повреждения головного мозга, которые заметны на электроэнцефалограмме.
Сама большая проблема гипердинамического ребенка – это отвлечение, неустойчивость внимания. Новые впечатления вытесняют предыдущие, ни одно дело не доводится до конца. На уроках учителю не удается привлечь внимание такого ученика и, что самое обидное, он не помнит объяснений и никогда не знает, что было задано на дом. При письме частые пропуски букв, не дописывание слов и предложений.
Гипердинамический ребенок интересуется всем, но он не любознательный. Смотрит на все и ничего не замечает. Поверхностные знания, хаос в голове, как и в карманах и портфеле приводят к упрощенным знаниям о жизни.
Пик проявления гипердинамического синдрома – 6-7 лет и при благоприятных условиях воспитания снижается к 14-15 годам. При неправильных условиях воспитания с 13 лет приобретают разрушительную силу и определяют судьбу уже взрослого человека. Частые упреки, наказания вызывают протесты, ведь у ребенка повреждена нервная система – она имеет повышенную возбудимость. Часто гипердинамические дети становятся лидерами в группах трудных подростков, игнорируют обучение.
Итак, ведущей проблемой является расторможенность и неустойчивость внимания. Внимание формируют, как и у детей при задержке умственного развития, последовательно и настойчиво. С расторможенностью начинают работать с раннего детства, подчеркивая «можно» и «нельзя». Таким детям важно организовывать двигательную активность, чтобы обуздать расторможенность (игры в футбол, хоккей, действия по плану, постановка цели – это спасение и перевод действий в целенаправленную активность).
Гипердинамического ребенок, как правило, физически крепкий, часто имеет круглую голову, короткую шею, широкие плечи. Именно поэтому часто получает родовую травму, а значит и ММД. Позитив: имеет много друзей, много общается, не скулит, не унывает. Очень эмоциональный ребенок, поддающийся добрым словам и внушениям.
Самым невыносимым наказанием является посадить такого ребенка на определенное время без дела, телевизора, подальше от окна. Бездействие – наиболее запоминает и утомляет.
Система воспитания должна основываться на четком соблюдении режима, поощрениях и наказаниях.
Гиподинамический синдром при ММД наблюдается у каждого 4-го ребенка. Во время микрородовой травмы повреждаются подкорковые структуры головного мозга, ребенок заторможен, малоподвижный и дряблый.
Ослабленные мышцы тела, слабая координация способствуют накоплению лишнего веса, что приводит к уединению ребенка в коллективе. Такие дети напоминают умственно отсталых и только мать знает, что ребенок умный.
Плохая успеваемость в школе огорчает ребенка только потому, что это огорчает маму. Часто дети стремятся сесть на последнюю парту, быть незаметными, избегают уроков физкультуры из-за своей неуклюжести, сверстники дают прозвище «тюфяк». Ребенок дряблый не только физически, но и эмоционально и умственно.
Помощь: заинтересовать чем-то, по-доброму относиться (никаких подергиваний и рецензий). Развивать физическую активность, диета.
Часто проявляется дизартрия, дисграфия – плохой почерк, пропуски гласных, зеркальное письмо. Помощь невропатолога и психиатра необходима. Рекомендовано обучение в санаторных школах и облегченный учебный режим.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)