3.8. Психический инфантилизм
Психический инфантилизм – форма психологической незрелости ребенка, приводит при неправильном воспитании к задержке возрастной социализации и поведению ребенка, которые не соответствуют возрастным требованиям к нему.
Способствуют инфантилизма: гипоксия, инфекции, интоксикации во время беременности, конституционно-генетические, эндокринно-гормональные факторы, асфиксия при родах, тяжелые инфекционные болезни в первые месяцы жизни. Также эгоцентричное и тревожно-уязвимое воспитание.
Первый вариант психического инфантилизма – истинный или простой – базируется на задержке развития лобных участков головного мозга, обусловленный вышеперечисленными факторами.
Как результат, у ребенка задерживается формирование понятия норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувство дистанции в отношениях со взрослыми, задержка созревания способности верно оценивать ситуации, предусмотреть развитие событий, угрозы.
Дети с простой формой психического инфантилизма по своему поведению оцениваются как младшие своего истинного возраста на 1-2 года.
Психический инфантилизм – это не общая задержка умственного развития. При его наличии дети усваивают фразовую речь в обычные сроки и даже раньше, задают вопрос в полном соответствии с возрастными нормативами, своевременно усваивают чтение, счет, психически активные. Часто высказывают оригинальные мысли и свежо воспринимают природу. Родителей и воспитателей смущает их непосредственность, несоответствие поведения возрасту и неприспособленность к реальности. Они не то, что не способны обдумать свои поступки, они скорее всего просто над ними не задумываются. Живость инфантильного ребенка – не расторможенность, а эмоциональность, которая бьет через край. Их неосторожность – это результат не умственного отставания, а наивности ребенка, который не представляет, что ЕГО можно обидеть. Они добрые и не ждут зла. Их манера свободного обращения к взрослым не от грубости или бесцеремонности, а от щенячьей радости и той безоглядной живости, когда отсутствует представление о том, что можно, а чего нельзя. Психически инфантильные дети наивно предлагают взрослому побегать или поиграть с ними, не понимая, что взрослым не до этого. Они во всем идут от себя, своего восприятия жизни. Поэтому они проявляют веселье, если плачут, то недолго и не помнят зла. Взрослые часто любуются непосредственностью ребенка до тех пор, пока реальность адаптации в школе не толкает родителей на консультации к психиатру.
Ровесники подходят к таким детям как к равным, но общение не получается, потому что они в общении явно моложе. Дети очень несамостоятельны, ничего не умеют, потому что то, что требует усилий, делали за них другие. Почувствовав реалии жизни, такой ребенок сначала удивляется, потом сильно расстраивается – до проявлений истерического невроза.
Для инфантильных детей характерна богатая природная эмоциональность, но она не обогащается параллельным развитием качеств истинного ума, которые обеспечивают полноценную ориентацию и социализацию, а потому не достигают уровня зрелых чувств. Они неподдельно радуются, сердятся, грустят, симпатизируют, испытывают страх – и все бурно, через край. Их мимика, жестикуляция живая, выразительная. Но они не знают глубокой любви, истинной печали, грусти. им не присущи тревожность и сдержанность. В них нет эмоциональной основы, чтобы плакал, так плакал, или радовался, так уж радовался. Их эмоциональность – как летний дождик: и капает и солнце, а в результате – ни того, ни другого. Более того, у таких детей страдает волевое начало. Задержка развития лобных участков головного мозга с их функцией длительного целое образование и планирование определяет тенденцию к задержке формирования воли. Неправильное воспитание усложняет инфантильность волевого фактора у детей. Волевой компонент заложен в темпераменте, но и эту сторону, как и другие, не развивали.
Таким образом, в возникновении психического инфантилизма зримо прослеживается взаимосвязь биологических и микросоциологических причин, порождающих детскую нервозность или трудность.
Второй вариант психического инфантилизма – общая психофизическая незрелость по инфантильному типу. Причины те же, что и в первом варианте.
Однако во втором варианте незрелость касается также физического развития. Это дети миниатюрные, слабые, хрупкие. Ребенок своевременно развиваются в двигательном, психоречевом развитии, он своевременно усваивает все навыки и умения, рисование, счет, чтение. Часто ребенок имеет склонность к музыке, эмоционально живой, но в нем, как и в первом варианте задерживается созревание высших ориентационных функций. Время идет, а ребенок, не готов к общению со сверстниками и невыносимо несамостоятельный. Хрупкость, миниатюрность ребенка вызывает тревогу у родителей. Ребенок часто болеет, в отличие от детей с первым вариантом психического инфантилизма. Ребенок себя часто ведет как «тихоня», не выматывает родителей, а вызывает щемящее сожаление. Воспитание такого ребенка, как правило, приобретает тревожное направление. В детском саду воспитатель оберегает ребенка, это у него не вызывает протеста, потому что он боится сверстников. Учительница водит за руку, невольно понижая требования. Все воспринимают детскость, а также сверстники охотно играют с таким ребенком, отводя ему роль маленького, проецируя на него свой будущий родительский инстинкт, защищают, утешают и ребенок принимает отведенную ему роль. Она удобна и приятна. Ребенок не хочет взрослеть в школьные годы. Если события развиваются в таком направлении, то будучи взрослым, продолжает играть эту роль. Тогда речь идет о мужчине-сыне, женщине-дочери уже в брачных отношениях.
У психически инфантильного ребенка по второму варианту отсутствует чувство несоответствия, он воспринимает себя такими, какой есть, поэтому редко развивается невроз.
Тревожное воспитание «защищает» ребенка и закрепляет в его инфантильности. Правильное же воспитание может лишить инфантильности. В 6-8 лет идет созревание высших психических функций и идет приобретение качеств возмужания. После завершения полового созревания ребенок отличается от сверстников малым ростом и миниатюрностью при физической прочности и нормальном здоровье. Психически инфантильного по второму типу ребенка не подгоняют с развитием. Ребенок будет следовать за ровесниками с отставанием от них примерно на год, и до начала обучения в школе догонит их. Физическую слабость и малый рост компенсируют развитием ловкости. И снова мы видим – воспитание решает все. Необходимы лишь терпение, любовь и мудрость родителей.
Совсем недопустим третий вариант психического инфантилизма. Ребенок рождается психически и физически здоровым, но защищая его от жизни, родители искусственно задерживают его социализацию эгоцентричным или тревожным характером воспитания. Часто такое случается у тех родителей, которые мечтали о ребенке, очень ждали его. И вот шесть взрослых любуются и радуются одним малышом и задерживают его в 2-летнем возрасте. Этот вид инфантилизма вполне обусловлен неправильным воспитанием, когда здорового сделали незрелым и развитие лобных функций мозга искусственно задержали. Инфантилизм в таком случае культивируют гиперопекой, от сверстников и жизни отгораживают. За ребенка думают родители, убирают все трудности с его пути, все прощают. И ребенок, не ведая ни о чем, идет навстречу жизни, и эта встреча не предвещает ничего хорошего. Психическое развитие идет по жесткой программе и упущение по возрасту во многом оказывается упущенным навсегда. У ребенка не было объективных данных для преодоления инфантилизма, его вызвали искусственно. В результате, после 5,5 лет, ребенок инфантильный объективно, как будто ему повредили мозг. В первых двух вариантах началось с повреждения, в третьем – заканчивается ним. Третий вариант хуже первых двух, хуже и прогноз, тяжелые последствия.
В конце концов родители впадают в панику. Ребенок, который совсем ничем не уступает сверстникам, на уроке забавляется игрушками, не обращая внимания на запреты учительницы, разговаривает с соседями и просится к маме. Дома ребенок только играет, ведет себя эгоистично, не признает отказа ни в чем. Он капризный, требовательный, истерический. Детскость уже никого не радует, и родители обращаются к врачу. А в этом случае родители превратили здорового ребенка в больного. При этом виде инфантилизма возможный путь ребенка в истерический невроз.
Ребенка с врожденным психическим инфантилизмом или приобретенным в первые месяцы жизни – лечит врач-психоневролог. Лечение должно способствовать созреванию высших нервно-психических функций. По показаниям ребенка консультируют и у врача-эндокринолога.
Главное в преодолении психического инфантилизма – правильное воспитание. Усилия направляются прежде всего на социализацию ребенка. Подчеркнуто и настоятельно отличаются понятия «нужно», «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо».
Соблюдение с первых месяцев жизни режима сна, кормления и отдыха, в данном случае, важно и как дисциплинирующее, социализирующее воспитание. Ребенку объясняют последствия его ошибок, предоставляют свободу и самостоятельность, позволяют ошибаться, почувствовать, когда и от чего бывает больно. Постоянно побуждают преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним. Инфантильного ребенка следует учить и формировать умения. Поощрять общение со сверстниками, а не с младшими детьми. Большое внимание следует уделять воспитанию углубленной эмоциональности, особенно отзывчивости.
Воспитатели, родители оказывают влияние на ребенка средствами игры, отрабатывая необходимые навыки для успешной адаптации в детском саду.
Если же инфантильная ребенок до 7 летнего возраста окажется не готовым к школе, то лучше задержать такого ребенка еще на 1 год и отправить в школу со сложившейся позицией школьника, чтобы не испортить начало школьного обучения и, возможно, все обучение в целом.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)