3.4. Дети с нарушением слуха
Понятие «нарушение слуха» часто используется для описания широкого диапазона расстройств, связанных со снижением слуха, включая и глухоту. 6 из 1000 новорожденных детей имеют нарушения слуха, в 1 из 6 случаев фиксируют глухоту.
Среди распространенных причин снижения слуха можно назвать: родовые травмы, инфекционные заболевания, отиты, воспаление, последствия употребления определенных медицинских препаратов и т.
Глухота определяется как полное отсутствие слуха или его значительное снижение, в результате которого восприятие и распознавание устной речи невозможно.
По сравнению с глухими, дети с пониженным слухом (слабослышащие) имеют слух, который с помощью аудиоусилительной аппаратуры, позволяет воспринимать речь окружающих и самостоятельно овладевать речью (хотя и в определенной степени искаженной). В общем, дети, имеющие потерю слуха от 15 до 75 дБ, считаются слабослышащими, выше 90 дБ – считаются глухими (по педагогической классификации).
По статистическим данным около 10-12% населения имеет ту или иную степень снижения слуха.
Частично снижение слуха компенсируется слуховыми аппаратами и кохлеарными имплантами. При нормальной обучения у детей с нарушенным слухом формируется речевое общение и развивается речевой слух, что дает им возможность достаточно успешно учиться в обычных школах, получать высшее и профессиональное образование.
В то же время, необходимо учитывать определенные особенности учащихся с нарушениями слуха. Некоторые слабослышащие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки искаженно, особенно начальные и конечные звуки в словах. В этом случае нужно говорить несколько громче и четче, подбирая приемлемую для ученика громкость. В других случаях нужно снизить высоту голоса, поскольку ученик не в состоянии воспринимать на слух высокие частоты. В любом случае учитель должен ознакомиться с медицинской картой ученика, проконсультироваться со школьным врачом, отоларингологом, сурдопедагогом, логопедом, родителями, учителями, у которых учился ученик в предыдущие годы по созданию и соблюдения особых условий его обучения. Посоветуйтесь со специалистами относительно возможностей индивидуального слухового аппарата ученика, специальных упражнений для развития речевого дыхания, отработки произношения.
Несколько советов учителю
- Научитесь проверять исправность слухового аппарата ребенка.
- Ознакомьтесь со специальными техническими средствами, которые будут способствовать эффективности учебного процесса. Целесообразно, чтобы учебное заведение приобрело необходимую аппаратуру.
- Ученик должен сидеть достаточно близко, хорошо видеть учителя, одноклассников и иллюстрации. Он должен четко видеть артикуляционный аппарат всех участников урока.
- Используйте как можно больше наглядности.
- Следите за тем, чтобы ученик получал информацию в полном объеме. Звуковую информацию необходимо подкреплять и дублировать зрительным восприятием текста, таблиц, опорных схем и т.д.
- Начиная разговор, привлеките внимание ученика: назовите его по имени или коснитесь его руки. Обращаясь и разговаривая с учеником, смотрите на него, чтобы он мог видеть все ваши движения (артикуляцию, выражение лица, жесты, язык тела).
- Перед там, как начать сообщение нового материала, инструкций по выполнению задания и т.п., убедитесь, что ученик смотрит на вас и слушает.
- Не закрывайте лицо руками, не говорите обернувшись к ученику спиной. Если необходимо – сделайте запись на доске, а затем, повернувшись лицом к классу, повторите написанное и прокомментируйте.
- Говорите достаточно громко (но не слишком – это искажает слова), в нормальном темпе, не преувеличивая артикуляцию, движения губами.
- Время от времени убеждайтесь, что ученик вас понимает. Не будет считаться бестактным спросить его об этом. Если ученик просит что-то повторить, попробуйте перефразировать сообщение, употребляя короткие простые предложения.
- Если вы не поняли ответ ученика, попросите его повторить еще раз или написать то, что он хотел сообщить.
- Если вы сообщаете сложный материал, содержащий сроки, формулы, даты, фамилии, географические названия, целесообразно предоставить его ученику в письменной форме. Используйте раздаточный материал, наиболее полно передающий содержание урока.
- Убедитесь, что все слова в тексте понятны. По возможности упрощайте текст.
Инициируйте речевое общение ученика. Не перебивайте его, дайте возможность высказать мнение.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)