3.3. Дети с нарушением зрения
Сегодня в России нарушения зрения занимают первое место среди других расстройств. К этой группе относятся слепые (около 10%) и слабовидящие (люди с пониженным зрением). Слепыми считаются лица, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения или же те, которые имеют лишь незначительную долю светоощущение (острота зрения до 0,004). Слабовидящие – те, кто имеет значительное снижение зрения (в пределах от 0,05 до 0,2 при использовании корректирующих очков).
Основной причиной снижения остроты зрения являются врожденные заболевания или аномалии глаз (70% случаев). Факторы, вызывающие аномалии глаз чрезвычайно разнообразны. Среди эндогенных (внутренних) – наследственность, гормональные нарушения у матери и плода, резус-несовместимость, возраст родителей, нарушение обмена веществ. К эндогенным (внешних) факторов можно отнести разнообразные интоксикации, инфекционные и вирусные заболевания и др.
Среди распространенных расстройств органов зрения – микрофтальм, анофтальм, катаракта, глаукома, атрофия зрительного нерва, дегенерация сетчатки, астигматизм, близорукость, дальнозоркость и т.д.
Заболевания глаз приводит к сложным нарушениям зрительной функции – снижается острота, сужается поле зрения, нарушается пространственный зрение.
Вследствие неполного или искаженного восприятия окружающей среды представления таких детей в определенной степени обеднены, фрагментарные, полученная информация плохо запоминается. Дети испытывают трудности при чтении, письме, практических работах; быстро устают, что приводит к снижению умственной и физической работоспособности. Именно поэтому они нуждаются в дозированной зрительной нагрузке и охранном режиме при организации учебного процесса.
Учитывая то, что на протяжении обучения зрение учащихся может меняться (в соответствии меняться офтальмологические рекомендации), необходима скоординированная работа педагогов, школьного врача, офтальмолога и родителей, которые должны контролировать допустимые физические и зрительные нагрузки ученика.
Организуя учебный процесс для таких учеников, педагог должен учитывать офтальмологические данные по степени снижения зрения, характеру заболевания, особенностях его течения и прогноза на будущее (возможность ухудшения или улучшения). Учитывая это, учитель должен быть информирован о рекомендациях офтальмолога по использованию обычных и специальных средств коррекции (очки, контактные линзы и т.д.) и дополнительных средств, улучшающие зрение (увеличивающиеся линзы, проекторы, тифлоустройства, аудиозаписи, специальные компьютерные программы, трансформирующие письменный текст в звуковой и др.). Педагог должен знать кому из учеников очки предназначены для постоянного использования, а кому для работы только на дальнем или близком расстоянии и контролировать соблюдение детьми определенного режима.
Врач должен предоставить рекомендации по освещению рабочего места ученика (это не всегда первая парта или место у окна).
Несколько советов учителю
- Через каждые 10-15 минут ученик должен 1 -2 минуты отдохнуть, делая специальные упражнения.
- Освещение рабочего месте ученика должно быть не менее 75-100 кд / м2.
- Уберите все препятствия на пути к рабочему месту ученика.
- В иллюстрации целесообразно увеличить штифт, фон сделать не белым, а светло-желтым или светло-зеленым.
- Записывая на классной доске, старайтесь располагать материал так, чтобы у ученика он не сливался в сплошную линию. Выясните, надписи каким цветом мела ученик видит лучше.
- Давайте возможность учащимся подойти к доске или иллюстрации, чтобы лучше рассмотреть написанное.
- Высказывайте все, что пишете.
- Старайтесь все, что пишете на доске, продублировать раздаточным материалом.
- Обратите внимание на качество раздаточного материала: должна быть матовая, не глянцевая бумага, шрифт крупный и контрастный.
- Ученику с нарушением зрения нужно больше времени на выполнение упражнений, чтение текста. Не перегружайте ученика чтением больших текстов во время самостоятельной работы с материалом, лучше объясните еще раз устно, убедитесь, что он все понял.
- По таким предметам как литература, история, география и т.д. можно использовать аудиозаписи. Такие организации как УТОС имеют аудио библиотеки литературных произведений и других учебных материалов, которыми учитель может воспользоваться для индивидуализации занятий со слабовидящими учащимися.
- Целесообразно пересмотреть требования к письменным работам. Иногда слабовидящему ученику необходимо писать с использованием трафарета, чтобы правильно расположить текст на странице и соблюдать строки.
- Чаще проверяйте понимание учеником материала, который подается на уроке.
- Следите за осанкой ученика, одновременно не ограничивая его, когда он слишком близко подносит тексты к глазам.
- Ребенок может плохо видеть выражение вашего лица и не понимать, что вы обращаетесь именно к нему. Лучше подойти к ученику, и касаясь его, обратиться по имени.
- Не делайте лишних движений и не закрывайте ученику источник света, не используйте невербальные средства общения (кивание головой, движения рук и т.д.).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)