2.4. Сравнение традиционной модели образования с личностно-ориентированной моделью
Традиционная модель |
Личностно-ориентированная модель |
Учителя дают указания ученикам заниматься одним и тем же одновременно |
Учителя признают, что каждый ребенок развивается в собственном темпе и имеет индивидуальные особенности |
Учителя постоянно заняты, направляя, рассказывая, назидая |
Учителя действуют, прежде всего, как помощники (фасилитаторы), а только потом как преподаватели |
Ученики большую часть времени работают над поставленными задачами |
Обучение осуществляется главным образом в разных центрах обучения |
Типу материалов, над которыми работают дети, уделяется мало внимания |
Используемые для непосредственного обучения материалы являются важной составляющей обучения |
Упор делается на результат обучения |
Обучение – это постоянный процесс |
Внимание уделяется развитию узко познавательных навыков и усвоению конкретных фрагментарных разделов содержания |
Разделы содержания группируются по возможности вокруг главных концепций. Развитие навыков происходит в значимом для учащихся контексте |
Обучение сосредоточено на абстрактных материалах и идеях |
Ученикам предлагаются конкретные учебные задания с известным багажом опыта |
Решение относительно учебной программы принимается учителем, который руководствуется рекомендациями государственных учебных программ |
Решения относительно учебной программы основываются не только на рекомендациях государственных учебных программ, а и на наблюдениях учителя за детьми |
Все решения принимаются педагогом |
Ученики привлекаются к процессу принятия решений и к выбору, с кем они хотят работать и что они хотят изучать |
Учителя главным образом следят за процессами контроля и управления |
Учителя способствуют развитию самоуправления и общения детей, понимая, что это длительный и постепенный процесс |
В течение дня в классе царит тишина |
Учителя ценят, когда ученики используют речь для общения, и выделяют для этого время в течение учебного занятия |
Школа – это подготовка к жизни |
Школа – это часть жизни |
Знания – это то, что учитель дает детям |
Знания конструируются ребенком |
Обучение в школе – это задание на терпение |
Обучение в школе вдохновляет на новые достижения и приносит удовольствие |
Основное внимание обучению как результату |
Основное внимание обучению как процессу |
Обучение происходит по линейной прогрессии посредством приобретения обобщенных умений и фактов |
Обучение рассматривается как все более широкая спираль с содержанием, глубиной и шириной |
Ученики – пассивные поглотители информации и авторитета |
Ученики активно привлекаются к решению проблем и планированию |
Содержание учебного плана подается отдельными предметными разделами |
Содержание учебного плана объединяется, когда ученики создают связи |
Учебный план определяется и развивается по внешним критериям и внешними экспертами |
Учебный план определяется интересами учащихся и требования учебного плана адаптируются учителем для дальнейшего внедрения |
Принятие решений является иерархическим и централизованным |
Принятие решений происходит совместно информированными участниками процесса |
Учебный план предназначен для стимулирования соответствия групповым требованиям и в социальном поведении, и в уровне академических успехов |
Учебный план признает реальности разнообразного многонационального мира с тем, чтоб лучше подготовить детей к будущему |
Предметные занятия ориентированы на пособия и учебники |
Предметные занятия ориентированы на первоисточники и манипуляторные материалы |
Упор делается на получение основных умений |
Упор делается на понимание основных понятий |
Учителя являются единственными источниками информации |
Учителя поощряют и направляют обучение личностями |
Считается, что учителя окончили свое обучение |
Учителя относятся к себе как к ученикам рядом со своими детьми |
Учителя подают информацию через лекции, учебники и конспекты |
Учителя создают учебные ситуации, ориентированные на прямой опыт, социальные взаимодействия и исследования |
Методы опроса учителями сосредоточиваются на правильных/неправильных ответах или замкнутых вопросах |
Учителя воспринимают вопросы детей и направляют их мышление с помощью вопросов, требующих развернутого ответа |
Умения являются целью, которой ученик должен достичь |
Умения выступают средствами и связаны с содержанием |
Учителя отвечают за поведение в классе и считаются руководителями класса |
Учителя и учащиеся вместе устанавливают правила поведения, подчеркивающие личную ответственность |
Учителя в основном подают информацию ученикам в дидактический манере |
Учителя ведет себя в той манере общения, которая зависит от условий и окружения |
Учителя видят в учениках только чистые страницы, на которых записывается информация |
Учителя относятся к ученикам как к мыслящим лицам, развивающим теории о мире |
Ученики с самого начала работают поодиночке |
Ученики работают парами и малыми группами |
Родители считаются посторонними людьми и не привлекаются к обучению |
Родители рассматриваются как первые учителя и партнеры |
Общение с семьями происходит только тогда, когда возникают проблемы |
Общение с семьями начинается в начале учебного года и продолжают до окончания учебного заведения |
- Дети учатся эффективнее, когда удовлетворяются их физиологические потребности и, если они чувствуют себя в полной физической и психологической безопасности.
- Дети учатся эффективнее, когда они сами строят свои знания и хотят наполнить содержанием свой мир.
- Дети учатся эффективнее и естественнее в различных социальных контекстах. Обучение – это социальный процесс. Разнородность способствует обучению, лучше отражает мир, который наследуют наши дети.
- Дети учатся эффективнее, когда они активно вовлечены в процесс обучения и, если содержание и контекст обучения являются значимыми для них и касаются их реальной жизни.
- Дети учатся эффективнее, когда они начинают оценивать, и в определенной степени, управляют своей собственной работой.
- Дети учатся и приобретают знания и опыт в различных областях с очень разной скоростью. Обучение ведет за собой развитие. Развитие детей происходит с неодинаковой скоростью.
- Дети учатся эффективнее, когда учебная программа является всеобъемлющей и, если все сферы развития ребенка задействованы в процессе обучения (физическая, социальная, эмоциональная, моральная, познавательная).
Новые роли педагога: Фасилитатор. Разработчик учебных программ. Менеджер. Консультант. Презентатор. Тренер Исследователь. Наставник. Агент изменений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)