2.3. Планирование индивидуальной работы
Оно позволяет увидеть целостную картину личности ребенка, его возможное будущее. Детям-инвалидам нужно более длительное время для овладения функциональными навыками, поэтому педагогам в первую очередь, необходимо уделять внимание развитию умений, которые дают ребенку-инвалиду ощущение самостоятельности и собственной значимости.
Учителя инклюзивных классов должны создать демократическую атмосферу и всячески способствовать формированию прочных детских коллективов. Все дети, независимо от состояния их здоровья должны иметь одинаковые права и возможности. Благоприятная среда поощряет всех детей, независимо от их возможностей, исследований, инициативы, творчества, обеспечивает успешное обучение и развитие. Чувство принадлежности очень важно для детей. Поэтому учитель должен создавать ситуации позитивных социальных взаимоотношений учащихся. Благодаря контактам со сверстниками дети развиваются эмоционально и социально, они учатся жить в согласии с людьми, у них формируется самоуважение.
Педагоги должны постоянно демонстрировать родителям, что они являются важными членами школьного коллектива, желанными и нужными в школе, что их вклад в общее дело является ценным и необходимым.
Важно подчеркнуть: в своей воспитательной работе с семьей учитель лишь в том случае достигнет поставленной цели, когда его личное отношение к ребенку будет для родителей тем образцом, к которому им захочется приблизиться. Залог успеха в деятельности инклюзивных классов – в командной работе всех причастных к этому делу лиц: семьи, медиков, других специалистов.
Среди важнейших вопросов инклюзивного образования – создание соответствующей базы для коррекционного блока: наличие программ, учебников, специального оборудования, дидактических материалов, предоставление диагностических, консультативных и действующих услуг специалистами (логопедами, дефектологами, психологами, социальными работниками, детскими психиатрами). А это предполагает введение в штат школы дополнительных штатных единиц и постоянного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся детей.
Особые требования предъявляются учителю, который непосредственно работает с детьми с особыми образовательными потребностями. Прежде всего, это всестороннее изучение анамнеза ребенка, понимание его особенностей, знание закономерностей развития, изучение психических качеств, умение наблюдать за ребенком и регулировать его нагрузки, умение адаптировать учебные планы и методики к специфическим потребностям детей, создавать оптимальные условия для общения и адаптации к социальной среде.
Для более эффективного внедрения процесса интегрирования детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательное пространство получили распространение так называемые разноуровневые модели обучения. К учреждениям нового типа относятся учебно-реабилитационные центры. Примером нового видения ребенка в социуме и подготовки его к жизни является Московский учебно-реабилитационный центр – учреждение с новой методологией жизнетворчества личности ребенка. В нем учатся 280 детей, имеющих проблемы со здоровьем. Структура учреждения включает дошкольные разновозрастные группы, школу-интернат и колледж. Студенты колледжа овладевают специальностями психолога и социального педагога и во время обучения выполняют волонтерские функции, практикуются в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Режим работы учреждения с дневным включением учащихся, полным включением с пребыванием в учреждении целую неделю в классах педагогической поддержки. В учреждении работают 186 педагогов, 10 врачей и 10 медсестер, психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог. В заведении действует своя издательская база, научные кафедры, во внеклассной работе введена клубно-студийная система для реабилитационной работы средствами прикладного искусства, действия театр «Инклюзив».
В государственных документах отмечается, что система специального образования для детей с отклонениями в развитии является неполной без особого звена – раннего выявления и ранней комплексной помощи. То есть период младенца, ранний и дошкольный возраст являются наиболее важными и значимыми периодами развития детей-инвалидов. Именно в это время существует уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения и предотвратить формирование особой позиции в среде здоровых детей путем нормализации жизни ребенка в семье и включение родителей в процесс реабилитации. Следуя этим рекомендациям в нескольких городах созданы и плодотворно работают службы раннего вмешательства, которые оказывают комплексную профессиональную помощь детям раннего возраста и их семьям.
Введение новых форм образования для детей с особыми образовательными потребностями в интегрированной среде не означает, что сеть специальных учреждений должна сокращаться. На это есть веские причины, прежде всего, социально-экономические и культурологические. Существуют проблемы семей, где родители не в состоянии удовлетворительно содержать этих детей, не говоря об оплате образовательных и других услуг.
Внедрение инклюзивного образования является сложной и многоаспектной проблемой. Она содержит целый ряд нерешенных вопросов. Прежде всего, это уровень, объем специальных образовательных услуг, в частности таких, как: обучение по индивидуальным программам, планам, учебниками, диагностика и консультирование, предоставление коррекционных услуг в общеобразовательном учреждении. Учителя школы при таких условиях берут на себя большие моральные обязательства, касающиеся изменений условий и методов обучения. Новые подходы требует совместная работа с родителями, роль которых является ключевой для дальнейших успехов их детей, поэтому одновременно должны получать помощь родители, дети и учителя. Новые задачи стоят перед институтами последипломного педагогического образования в обеспечении подготовки учителей к внедрению в учебных заведениях инклюзивного обучения.
В то же время, ждет решения проблема внедрения нового содержания образования детей с нарушениями развития в соответствии с Государственным стандартом.
Исследуя вопросы развития инклюзивного образования, мы пришли к выводу, что в первую очередь реализация инклюзивного обучения требует согласованных действий от органов образования, здравоохранения и социальной защиты. Этот вопрос урегулирования направления детей, сохранения социальных льгот, предоставления медицинских услуг по месту учебы.
Необходимо постоянно держать в поле зрения проблему формирования адекватного отношения педагогических, ученических и родительских коллективов к вопросу инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями. А это означает начало новых форм сотрудничества и взаимопонимания, проведение «круглых столов», семинаров, тренингов, тематических и методических публикаций по проблеме.
Проведенные исследования свидетельствуют о неоднозначном отношении к этим вопросам со стороны педагогов, родителей и учеников. Среди педагогов специальных заведений почти 75% считают идею инклюзии неоправданной, а среди учителей общеобразовательных школ – 58%. Педагоги школ-интернатов по праву считают лучшими и квалифицированными услуги для детей в своих заведениях, а педагоги ОУЗ не могут полноценно осуществлять такие услуги через профессиональную неготовность, отсутствие в учреждениях специального оборудования, методической и коррекционной помощи, комплектования учениками классов и, в конце концов, финансового вознаграждения за работу с детьми с особыми образовательными потребностями.
Вопрос внедрения инноваций в образование детей с особыми образовательными потребностями достаточно противоречив и в то же время актуален, требующий всестороннего изучения. В то же время, именно педагоги должны быть проводниками изменений в образовании.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)