Дети с особыми образовательными потребностями и организация их обучения. Предисловие
Главной целью социального развития современного общества является уважение к человеческому разнообразию, установление принципов солидарности и безопасности, обеспечивать защиту и полную интеграцию в социум всех слоев населения, в том числе и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В основу интеграции положен принцип доступности и соблюдения прав человека по равному доступу к получению качественного образования. Официальная позиция российского сообщества по устранению предвзятости и дискриминации в отношении лиц с нарушениями психофизического развития была высказана ЮНЕСКО, Комиссией по правам человека: «Образование должно предоставляться в пределах возможного, в общеобразовательных школах, без какого-либо проявления дискриминации в отношении детей и взрослых инвалидов. Таким образом, в большинстве случаев инвалидность сама по себе не является препятствием, дискриминация – вот что препятствует получению ребенком образования в общей системе. В отдельных случаях, в соответствии с законодательными нормами, дети-инвалиды обязаны посещать специальные школы, является официальной сегрегацией».
В России нет единой официальной терминологии для характеристики детей с особыми образовательными потребностями. В основных законах России об образовании встречаются устаревшие термины, которые соотносятся с медицинской моделью, которая «рассматривает нарушения здоровья как характеристику лица, которые могут быть вызваны болезнью, травмой или состоянием здоровья» и, соответственно, требует медицинского или другого вмешательства с целью «коррекции» соответствующей проблемы личности. Естественно, что реакцией общества в контексте медицинской модели является обеспечение лечения, реабилитации и социальной помощи. Со времени ратификации в 1991 году Конвенции ООН о правах ребенка, все большее признание и распространение получает социальная модель, больше связанная с соблюдением прав человека. В противоположность медицинской модели социальная модель «рассматривает недостаток здоровья как социальную проблему, а не как характеристику личности», поскольку она (проблема) создана неприспособленностью окружения, включая отношение к людям с особыми потребностями и производственные нормы, архитектурную безбарьерность и транспорт. Такая модель направлена на изменения в обществе таким образом, чтобы оно обеспечивало равное участие своих граждан в осуществлении своих прав и предоставляло им такую возможность.
Значительную роль в осуществлении таких изменений в российском обществе играют неправительственные организации, включая организации родителей детей с особыми образовательными потребностями. Благодаря их деятельности все большее распространение получают термины, которые смещают акцент с недостатков/отклонений развития (дети-инвалиды, инвалиды, дети с пороками развития и т.п.) на более положительный термин – дети с особыми образовательными потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)