2.4. Методы психологического направления
Куклотерапия – метод психологического направления, в котором в качестве основного приема используется психокорекционное влияние куклы, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Проблемы, которые помогает решить куклотерапия – диагностика психического состояния ребёнка; помощь при социальной адаптации; развитие самоконтроля; развитие коммуникативных навыков; снятие эмоционального напряжения; выражение чувств; выражение внутренних конфликтов; коррекция страхов; коррекция отношений в семье; развитие речи; развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики; развитие пространственной ориентации; развитие воображения и креативности.
Виды кукол для терапии.
Пальчиковые куклы (сшитые или вязаные) – в логопедии их можно использовать для развития мелкой моторики (пальчиковой), диалогической речи.
Куклы-перчатки в логопедии можно использовать для развития:
- диалогической речи;
- монологической речи;
- связной речи (переводов);
- артикуляционной моторики;
- мелкой и общей моторики;
- воображения, внимания.
Куклы-марионетки используются для улучшения развития общей моторики, тренируют точный способ выполнения движений.
Проекцией куклы-марионетки может стать сам ребёнок под руководством логопеда. Педагог становится кукловодом и дает указания ребёнку выполнить конкретные движения плечами, головой, руками, ногами, то есть предлагает ребёнку превратиться в куклу. Перед «преобразованием» ребёнку нужно показать куклу-марионетку и подчеркнуть, как свободно и плавно движется кукла. А после «превращения» уместно давать ребёнку возможность стать кукловодом и управлять куклой-марионеткой. Игра должна обязательно сопровождаться речью.
Теневые куклы используются для теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона (бумаги). Теневые куклы используются в психологии для преодоления детских страхов, для развития воображения, диалогической и монологической речи, правильного употребления лексико-грамматических категорий (например: чья тень? – заячья и т.п.).
Плоскостные куклы. Это модель куклы, которая вырезана из плотного картона, фанеры. Как правило, у них руки свободно двигаются. В психологии используются в работе с детьми, имеющими проблемы в общении, поведении, у которых нарушен образ собственного «я». Так кукла может иметь измененный «набор выражений лица», которые соответствуют различным эмоциональным состояниям ребёнка.
В логопедии такую куклу целесообразно использовать для обогащения лексики (например: «человек – строение тела», «одежда и обувь», «профессии взрослых» и др.).
Объемные куклы предназначены для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека. В логопедии используются как в индивидуальной работе с детьми, так и на фронтальных занятиях.
Важно отметить, что с куклой можно не только играться, но её можно учить, исправлять, помогать ей. Задания от куклы всегда привлекают детей, вызывают радость и приносят удовольствие.
Цветотерапия. Цветометодика улучшения здоровья человека с помощью цветов. Дети дошкольного возраста чаще всего называют своими любимыми цветами красный, зеленый, желтый – это свидетельствует о том, что ребёнок развивается нормально, его интересует все новое, яркое, необычное. Если любимые цвета ребёнка – черный и белый, это свидетельствует о его замкнутости.
Красный цвет стимулирует проявление в речевой активности.
Желтый цвет поможет при грустном настроении, постоянной пассивности. Он мягко стимулирует и укрепляет нервную систему, активизирует логику, способствует умению четко выражать мысли, повышает чувство оптимизма и уверенности в собственных силах. Полезен он и для зрения. Желтый цвет стимулирует к творческим рассказам.
Оранжевый цвет. Поскольку оранжевый цвет возникает при смешении красного и желтого, он обладает свойствами обоих этих цветов, помогает повышать активность. В физиологическом плане оранжевый цвет способствует общему укреплению организма, нормализует деятельность эндокринной системы. Этот цвет уменьшает раздражительность, имеет успокаивающий эффект.
Зеленый цвет. В воздействии на нервную систему человека зеленый цвет проявляет свойства теплых и холодных цветов, одновременно освежает и успокаивает. Этот цвет и повышает жизненный тонус, и способствует расслаблению, помогает бороться с расстройствами сна. Зеленый способствует стабильному росту умственной работоспособности, концентрации внимания. Влияние зеленого создает ощущение мира и равновесия, покоя и обновления. Зеленый цвет стимулирует к анализу собственных высказываний.
Синий цвет создает положительный психотерапевтический эффект при меланхолии, истерии, эпилепсии. Голубой цвет благоприятно действует на повышение иммунитета, снижает артериальное давление. Зрительное восприятие голубого цвета полезно во время рассуждения, для развития креативности.
Фиолетовый цвет связан с духовностью, способен вдохновлять. Фиолетовый следует применять, когда возникают беспричинные сомнения, недоверие, подозрительность. Благодаря сильному воздействию на подсознание, фиолетовый помогает бороться с глубинными страхами, различными психическими и нервными расстройствами. Фиолетовый – это смесь синего и красного, так воплощается связь движения и покоя. Чрезмерное воздействие фиолетового угнетает нервную систему, может вызвать апатию.
Белый – символ чистоты и духовности, исцеления от болезней, это цвет равновесия, добра, успеха. Он поможет успокоиться, снять внутреннее напряжение.
Черный цвет способствует собранности, дисциплинированности, успокаивает. Но в избыточном количестве этот цвет может подавлять.
Задача цветотерапии:
- создание на занятиях атмосферы творчества, заинтересованности, непринужденности, экспериментирования, эмоционального переживания, способствует цветовому открытию у детей;
- направленность на активизацию мышления, как способа художественного освоения детьми цвета мира;
- развитие у детей сенсорного восприятия цвета;
- развитие цветового восприятия;
- вскрытие резервов ребёнка в цвете и умение изобретать способы колористического решения рисунка создавать свои цветовые комбинации, выражать себя через цвет;
- развивать стремление к познанию цвета, красоты красок в природе, искусстве, окружающем мире;
- вызвать желание исследовать цвет, экспериментировать с ним, создавать интересные цветовые комбинации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)