2.2. Психическая и соматическая релаксация с помощью музыки
Музыкальная релаксация является формой пассивного рецептивного восприятия музыки, направленного на глубокую релаксацию индивида с психическими, соматическими или иными отклонениями. Главным критерием выбора музыкальных произведений для релаксации является их смягчающее, успокаивающее, гармонизирующее действие. Музыкальная релаксация производится в звукоизоляционном помещении при приглушенном освещении стереофонической музыкой.
Процессу психической и психологической релаксации предшествует включение выбранного музыкального произведения. Через некоторое время дети должны закрыть глаза и отдаться течению тихой музыки. Процесс психического и соматического расслабления с помощью музыки может быть в значительной степени усилен использованием аутогенной тренировки.
Немало авторов, использовали групповое пение, как активный элемент музыкальной терапии при различных видах психических, соматических и социальных отклонений, ведь положительное влияние пения отражается на дыхании, сердечной деятельности, пищеварении. Использование музыкотерапии в работе с детьми, пение специфически помогает соединить и активизировать группу. Исполнение песен голосом ребёнка, который закается, очень важно, поскольку пение — это не только физиологический процесс, но и целенаправленное влияние. При пении ребёнок не заикается; собственное свободное и успешное пение успокаивает и усиливает уверенность в себе. Ритм дыхания при пении способствует постепенному развитию ритма в речи. Пение отличаются особым эмоциональным воздействием на детей. Для детей нужно выбирать наиболее эмоциональные песни. Эмоциональность песни является прочной связью между педагогом и детьми. При выборе песен для детей, страдающих заиканием, необходимо заботиться о том, чтобы они были эмоциональными и интересными, как с музыкальной точки зрения, так и по содержанию. Они должны иметь простую и приятную мелодию, соответствующий тональный диапазон и продолжительность музыкальных фраз. Слова песни должны быть простыми, чтобы их можно было легко произносить. Они берут свое начало в народных песнях. Для них свойственны общие черты, например, простые порядки тонов и ритмические повторения. Кроме группового пения, большое значение имеет индивидуальное пение, так как, при нем можно следить за речью ребёнка и корректировать её. Кроме того, целесообразным является использование песен, которые можно петь вдвоем в форме диалога. Эти песни должны быть простыми, а их тексты логично разделенными на ударные доли. Необходимо обратить внимание на то, чтобы ребёнок хорошо владел ритмом, мелодией, текстом песен. Пение для заикающихся детей должно быть источником оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабильности и гармонизации личности. В этом случае пение становится не только средством для улучшения речи, но и эстетической ценностью, которая обогащает всю их жизнь.
Игру на музыкальных инструментах с точки зрения музыкотерапии можно охарактеризовать как элемент, дополняющий вокальную, музыкально-двигательную и речевую формы музыкальной терапии. Инструментальный компонент даёт возможность включить детей в процесс создания элементарных форм музыки. В музыкальной терапии инструментальная музыка используется не только как средство всесторонней активизации, но и как один из элементов целенаправленного лечебно-воспитательного воздействия на патологические изменения и ритм людей с психическими и соматическими заболеваниями. Деятельность детей с помощью инструментов предоставляет заикающемуся ребенку возможность участвовать в создании элементарной музыки. Из инструментов используются детские барабаны, тимпаны, клавесин, деревянные колотушки, колокольчики, тарелки, кастаньеты, маракасы, тамбурины с тарелками и треугольники. Кроме этих инструментов, используются джазовый барабан, детский металлофон, кларнеты и бубны. Все эти инструменты эффективно используются в музыкотерапии заикающихся детей, а также детей с другими расстройствами.
В групповой терапии на музыкальных инструментах реализуются творческие способности каждого ребёнка независимо от характера его болезни. Успехи каждого ребёнка в сфере элементарной инструментальной импровизации обусловлены соответствующим выбором инструментов с учетом его психических и соматических возможностей. Подчеркивается значение использования набора инструментов в музыкальной терапии, направленной на двигательное раскрепощение. Простой способ инструментального выражение позволяет варьировать музыкальные мотивы на основе увлекательного ритмического действия.
При проведении занятий с заикающимися детьми, используется рецептивное восприятия музыки с целью расслабления и положительной стимуляции личности, целенаправленного влияния на возникновение и течение речи. Главной функцией рецептивного компонента музыкотерапии считается целенаправленное и систематическое интенсивное воздействие на психику слушателя при сохранении физического покоя. В процессе восприятия музыки объект становится активным участником образного действия музыки, обогащая его своим внутренним миром переживаний.
Пантомима является необходимым средством снятия психического напряжения у заикающихся детей, которые таким образом проявляют свои проблемы, конфликты, переживания. Функция музыки в пантомиме заключается в эмоциональной, выразительной поддержке ритмичной динамизации переживаний действия с его творческим двигательным выражением музыкального ритма, чем непосредственно влияет на переживания, выражения и качество пантомимы у заикающихся детей.
Музыкальные рассказы являются эффективным средством целенаправленной психической соматической стимуляции заикающихся детей, в них в разной форме участвуют движение, драматизация и речь. Активное привлечение детей к динамике действий музыкального рассказа способствует внутреннему сопоставлению личности ребёнка с мотивами действий героев, с которыми он себя отождествляет движениями и речью. Эмоциональная окраска таких музыкальных рассказов создает определенные ритмические, динамические и выразительные стимулы, которые дети живо воспринимают. Выражения импульсов благодаря этому становятся внутренне пережитыми, гармонично свободными и плавным.
Игра с куклой бибабо стимулирует заикающегося ребенка не только к длительным самостоятельным языковым активным актам, но и к творческой работе с выразительными средствами речи и помогает получить чувство успеха. Музыка в комплексе с игрой и с куклой бибабо создают органическое единство, в значительной мере способствующее процессу гармонизации, стабилизации и положительной самореализации заикающихся детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)