2.1. Возможности использования музыкотерапии в работе с детьми с заиканием.
Данные материалы знакомят читателя с проблемами музыкальной терапии, со взглядами на ее предмет, историей развития, эффективностью воздействия на психоэмоциональное состояние человека. Значительное внимание уделено применению методики музыкальной терапии в работе с заикающимися.
Заикание характеризуется нарушением ритма и темпа речи, его обычно сопровождают психические и нейротические расстройства.
Заикание относится к патологическим расстройствам, которые влияют на личность, ее психику и соматическую структуру, вызывая заметные изменения в эмоциональной и волевой сферах. Нарушается отношение и к социальной среде. Для новейших исследований морфологических структур центральной нервной системы присущ новый подход к заиканию, как к системному нарушению речи и ориентации на регуляцию биологических процессов при речевой деятельности. Биологические регуляционные процессы, с точки зрения психического и соматического воздействия на патологические изменения в организме, в значительной мере подпадают под влияние эмоций и аффектов. Сильные эмоции могут вызвать «шок» у человека, дезориентировать его деятельность и держать некоторое время в слабом и подавленном состоянии, в котором нельзя сделать ничего, что требует определенного напряжения и сосредоточения. Это касается и речи. В речи каждого человека повышенная эмоциональная возбудимость проявляется в: интонации, темпе, паузах, в повышении или понижении голоса. Важно найти подход к эмоциональной сфере того, кто заикается и средства влияния на неё. Одним из таких средств является музыкотерапия.
Термин «музыкотерапия», чаще всего используется в литературе, имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Музыкотерапия является лечебно-воспитательным средством со своими специфическими формами, которыми она влияет на лица с социальными, соматическими, психическими отклонениями, воспитывая и перевоспитывая их, готовя к положительной адаптации в нормальных жизненных условиях.
Музыка, особенно любимая, порождает у человека определенные чувства, эмоции, настроения, аффекты, изменения в поведении и одновременно влияет на важные вегетативные функции, моторику, а, также на речь. Влияет музыка и на другие психические и соматические процессы, что позволяет понять структуру и физиологию биологических регуляционных процессов, связанных с речевой функцией центральной нервной системы. То есть, речь возникает не только на основе анатомических и физиологических факторов, но и факторов, влияющих на высшую нервную деятельность и связанных с психической деятельностью человека, социальными условиями среды.
Сравнивая музыку и речь, мы должны исходить из их общих черт. К таковым относятся их звуковая основа. И музыка, и речь базируются на звуковых сигналах, поэтому обе они в человеческих отношениях являются акустическими средствами общения, средствами переноса информации.
Речь человека имеет богатый диапазон выразительности, что отвечает динамичному характеру трёх составляющих элементов музыки – ритма, мелодии, гармонии.
Из общих свойств музыки и речи следует, что музыка дает широкие возможности влияния на процесс формирования речи.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и является доступной для детей в возрасте до одного года. Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны отвечать возрасту ребёнка. Физиологи считают, что при помощи музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, сделать умеренным слишком возбужденный темперамент, растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные лишние движения. Для этого надо выявить ритмические рефлексы и приспособить организм ребенка к ответу на определенные раздражители (слуховые и зрительные).
Педагоги еще в начале 20 века отметили благотворное влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной возбудимостью.
Ритмические задания дают возможность привлекать, активизировать и возбуждать интерес к деятельности вообще. «Конвейерный» принцип отдельных упражнений является приемом приобщения в общее дело тяжёлых, негативно настроенных детей. Делая музыкальный ритм организатором движения, можно развить у детей внимание, память, внутреннюю целостность.
С помощью подвижных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, осуществлять воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного принятия роли (ситуативной) лидера или ведущего, то есть социализация ребёнка через игру. Тормозные механизмы производятся под музыку. Если можно считать установленной связь между моторикой и психическим состоянием, то не следует забывать обратного взаимодействия, то есть влияния моторики, в данном случае ее расторможенность и регулирование, на психику.
Слушанию музыки на психологической гимнастике могут предшествовать этюды, которые помогают ребёнку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка (воспроизводящая тонкие нюансы настроения) дает общее настроение успокоения, тихой радости и печали, ровное внешнее поведение, а драматическо-поэтическая музыка (которая отражает концентрированные эмоции аффекта в их сложности) создает настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и беспокойное поведение.
В 70-80-е годы были изданы несколько монографий, посвященных музыкальной терапии семьи. В каждой из них есть раздел с использованием музыки в работе с детьми, страдающими неврозами, заиканием, ранним детским аутизмом, органическими заболеваниями головного мозга, а также исследования с активизацией влияния музыки на детей. В 1982 году вышла книга «Музыкотерапия для детей», в которой подробно рассматриваются различные виды детской музыкотерапии, включая пантомиму и различные способы рисования под музыку.
Заикающийся ребёнок перед началом занятий по групповой музыкальной терапии помимо педиатрического, неврологического, логопедического и психологического обследования проходит обследование с помощью специальных тестов, чтобы определить:
- биоритм, коммуникативные способности и сопротивление к внешним воздействиям;
- наличие музыкального слуха, в частности способности к ритмичной имитации и репродукции, двигательного, графического, изобразительного выражения ритма.
После проведения соответствующих занятий, обследования с помощью указанных тестов повторяются, а результаты исследования сравниваются с вводными.
Отдельные музыкально-терапевтические занятия, как правило начинаются с короткой беседы со всей группой и с каждым ребёнком индивидуально. Вступительная беседа используется как способ установления взаимных контактов между детьми.
Вступительная беседа в начале каждого занятия дает возможность ребёнку рассказать немного о себе, о своей жизни, что важное и значимое происходило с ним в период с предыдущей встречи, а также является источником текущей информации о проблемах детей, о состоянии их речи перед занятием, об изменении речи.
В области активной рецептивной деятельности в музыкотерапии реализуются такие методические принципы:
- двигательная релаксация и слияние с ритмом музыки;
- музыкально-спортивные игры и упражнения;
- психическая и соматическая релаксация;
- пение;
- игра на музыкальных инструментах и ритмичная декламация;
- рецептивное восприятия музыки;
- музыка и рисование;
- пантомима;
- двигательная драматизация под музыку;
- музыкальные рассказы;
- игра с куклами;
- дыхательные упражнения в музыкальном сопровождении.
Положительные эмоции, вызываемые гармоничным слиянием ритма движений и ритмом музыки, вместе с постепенным углублением интенсивности их психического и соматического переживания непосредственно положительно влияют на дыхание и процесс создания речи. Равномерность и внутреннее переживание ритма стимулируются эмоциональными влияниями ритма музыки, создавая специфические условия для перенастройки психики заикающихся детей, чувства первичной оптимизации улучшения и гармоничной согласованности индивида не только с ритмом, но и настроением всей музыки и атмосферы. Этот процесс готовит собственное образование речи, что происходит в дальнейшем под влиянием регуляционных элементов, пульсирующих согласовано с ритмом музыки.
Только в этой фазе пережитого чувства правильного и надежного слияния собственного движения с ритмом музыки можно переходить к использованию отдельных языковых форм, структурно дифференцированных по главным размерам такта. Короткие ритмизированные языковые формы желательно соединять фразами, которые освобождают движения. Каждая новая фаза этого движения, выражаемая целой музыкальной фразой, может быть толчком к использованию новой языковой формулы. Процесс образования речи можно усилить, выражая вслух словесную формулу в соответствии с ритмом музыки и движений детей. Сказанное дети сначала усваивают, как модель и постепенно включают в процесс ритмичного слияния музыки стимулирующее представление о жизни.
После овладения техникой слияния ритма движений с ритмом музыки и ритмом речи, отдельные элементы дыхания могут модифицироваться и обогащаться использованием новых языковых формул и самостоятельно влиять на детей. После окончания и слияния с ритмом музыки используются спонтанные, ничем не корректируемые движения детей заикающихся, под захватывающую ритмом, темпом и динамикой музыку. В этой части нужно дать спонтанный выход напряжению, которое вызывается сосредоточенностью детей, и подстроить темп под ритм музыки в начальной фазе двигательного раскрепощения. Спонтанным выходом напряжения активизируются потенциальные творческие возможности детей.
Музыкально-подвижные игры и упражнения занимают значительное место в музыкально-терапевтических занятиях для детей с нарушениями речи. Музыкально-спортивные игры, которые руководствуются звуковыми сигналами, не только поглощают адекватным путем движения энергию детей, но и являются источником новых приятных впечатлений и переживаний, они заметно стимулируют и концентрируют внимание, идеально и гармонично координируют аудиовизуальную, моторную и тактильную перцепцию детей. В то же время, в фазах динамического спада игры, заикающиеся учащиеся внутренне готовятся к неожиданным и непредвиденным изменениям ситуации и примиряются таким образом с фактором определенного внутреннего напряжения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)