1.6. Организация учебно-воспитательного процесса с детьми с особыми потребностями.
Обучение и воспитание детей с особыми потребностями осуществляется в рамках личностно ориентированного подхода, при котором учитываются уровень умственного развития и способностей, индивидуальные особенности каждого ребенка и стимулируется использование приобретенных знаний в повседневной жизни.
Дефектологи разрабатывают систему подачи программного материала по периодам, с опорой на требования специальной программы воспитания и обучения детей с особыми потребностями дошкольного возраста в новой редакции базового компонента дошкольного образования с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальных возможностей.
Занятия из всех образовательных линий проводятся в подгруппах воспитателями и специальным педагогом (учителем-логопедом, сурдопедагогом, тифлопедагогом, олигофренопедагогом). Занятия по музыкальному воспитанию, физкультуре, сюжетно-ролевые игры проводятся со всей группой.
Максимальное количество времени отводится на коррекционно-развивающие занятия, которые проводит практический психолог.
Основным специалистом, который проводит и координирует коррекционно-восстановительную работу в группе, является учитель-дефектолог. Именно специальный педагог планирует (совместно с другими специалистами) и организовывает целенаправленную работу по подготовке к интеграции детей с особыми потребностями в общеобразовательное учебное заведение:
- консультирует воспитателей, музыкального руководителя по вопросам организации учебно-воспитательного процесса и взаимодействия всех детей группы, помогает в подборе содержания и методики проведения совместных занятий;
- координирует коррекционную, психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии.
Деятельность воспитателя группы направлена на всестороннее развитие всех воспитанников, поэтому он:
- планирует учебно-воспитательную работу с детьми и проводит фронтальные и групповые занятия;
- планирует и организовывает совместную деятельность всех воспитанников группы;
- придерживается преемственности в работе с другими специалистами по выполнению коррекционных задач;
- обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов;
- консультирует родителей или опекунов детей с особыми потребностями.
Чтобы учебно-воспитательный процесс дал положительные результаты, необходимо четко реализовывать принципы научности, преемственности, доступности, индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Воспитателями всех возрастных групп ежедневно проводится коррекционная работа по заданию учителя-дефектолога, индивидуальная работа с дошкольниками с целью лучшего овладения учебным материалом.
Общая цель осуществления коррекционно-восстановительной работы – содействие всестороннему гармоничному развитию ребенка с особыми образовательными потребностями, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений социальной интеграции. Достичь этой цели возможно лишь при условии, если коррекционная работа происходит с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)