1.5. Наглядность – неотъемлемая составляющая занятий
Доступным в работе с детьми является использование плоскостных или объемных изображений предметов и явлений (предметные и сюжетные учебные картинки, плоскостные фигурки на магнитах, липучках или с обратной стороны оклеенные фланелью или бархатной бумагой), фотографий, настольных игр (лото из трех-шести квадратов, разрезные картинки из двух-четырех частей, по четыре кубика для составления целостного изображения, парные картинки), натуральных предметов, муляжей, специальных аудиовизуальных средств, компьютера и т.д.
Широкое использование наглядности в работе с детьми способствует:
- обогащению их словарного запаса;
- формированию грамматических категорий и связной речи;
- обучению дошкольников в рамках предметно-действенного мышления, преобладает у детей с особыми потребностями;
- выработке умения концентрировать внимание на содержании задач;
- развитию зрительного восприятия и памяти;
- развитию интереса к познавательной деятельности.
В то же время. использование наглядности требует знания возрастных особенностей детей, состояния их психофизического и речевого развития.
1. Восприятие:
- фонематическое – специфические затруднения в различении тонких дифференцированных признаков фонем, влияющие на весь ход развития звукового аспекта речи;
- зрительное – недостаточная сформированность целостного образа предмета, больше ориентированная на цвет предмета, чем на его форму;
- оптико-пространственное – фрагментарное, трудности в дифференциации пространственных понятий (вверх-вниз).
2. Внимание:
- слуховое – неустойчивое, особенно при восприятии вербальной инструкции;
- зрительное – самопроизвольное, неустойчивое.
3. Память:
- слуховая – неустойчивая, зависит непосредственно от уровня речевого развития;
- зрительная – кратковременная, не охватывает все элементы, низкий уровень продуктивности запоминания.
4. Мышление:
- наглядно-действенное – отвечает нижней границе нормы, нестабильное, ригидное.
5. Моторика:
- общая – соответствует нижней границе нормы;
- ручная – неуклюжая, медленно переключается с одного вида движения на другой;
- мелкая – хватание предмета всей рукой.
6. Игровая деятельность:
- коллективная – затруднена, требует частой смены раздражителей;
- индивидуальная – неуверенная, дряблая, с признаками неуравновешенности, двигательного беспокойства, усталости детей.
Учитывая особенности психоречевого развития детей с особыми потребностями, во время игр-занятий желательно использовать реальные предметы. Стоит помнить, что живой объект, манипулирования им вызывают гораздо больше речевых реакций, чем его изображения на рисунке.
Дошкольники с особыми потребностями в процессе проведения игр-занятий, режимных моментов, на практическом уровне, оперируя реальными предметами, усваивают (закрепляют) названия игрушек, одежды, посуды, овощей и фруктов и т.д. Благодаря этому отмечается обогащение словарного запаса, уточнение представлений детей о знакомых предметах и явлениях, их признаках и свойствах.
Очень тщательно, с учетом возраста и возможностей детей, для их разнообразной деятельности и сенсорного воспитания следует подбирать игрушки.
Игрушки – неотъемлемая составляющая групповой комнаты детского сада. Это специальные предметы, которые в обобщенной форме отражают типичные свойства. Они предназначены для игр.
Для дошкольников с особыми потребностями игрушки является эмоционально насыщенным положительным фактором занятий, они побуждают к игре, и, что самое главное, стимулируют речевую, познавательную активность. Однако незначительный практический опыт оперирования игрушками требует обучения особенно дошкольников в игре, то есть участия взрослого в игровой деятельности, где он сможет показывать возможные действия с игрушками, комментируя их.
Игрушки должны быть такими, с которыми можно активно действовать, несмотря на большую активность детей и их постоянную потребность в движении. Конструкция игрушек, материал, из которого они сделаны, должны быть безопасными и отвечать как гигиеническим, так и педагогическим условиям. Игрушки должны изготавливаться из материала, который можно мыть и дезинфицировать (лучше резиновые, пластмассовые), не иметь щелей, заусенцев, мелких деталей (диаметром, меньшим 30 мм).
Для детей с особыми потребностями особое значение имеют цвет и форма, поэтому игрушки должны быть насыщенных, контрастных цветов или в гармоничной цветовой гамме, взаимно дополняя друг друга, усиливая художественную выразительность.
Для повышения интереса к игровой и учебной деятельности, обогащения чувственного и практического опыта, игрушки в группе нужно периодически менять, но не чаще чем один раз в месяц.
Для игр-занятий детям понадобятся такие игрушки:
1. Образные (сюжетные): куклы (младенцы, мальчики и девочки) длиной от 15 до 55 см; анималистические игрушки (собака, кошка, курица с цыплятами, петушок, поросята, утка с утятами); игрушечные предметы быта и обихода (деревянные и пластмассовые мебель, посуда из пластмассы и алюминия, коляски, постельное белье, одежда, бытовая техника); деревянные фигурки людей (мама, папа, бабушка, дедушка, мальчики, девочки); элементы растительного мира (елочки, деревья, грибы, цветы).
2. Технические – различные виды транспорта (деревянные и пластмассовые легковые, грузовые автомобили, автомобиль скорой помощи, автобус, самолет, пароход).
3. Игровые строительные материалы, конструкторы, сборные игрушки.
4. Дидактические игры и игрушки – три составные матрешки, пирамидки из 4-5 колец, кубики (по 4), из которых можно сложить простое изображение, крупная плоскостная геометрическая мозаика основных цветов, дидактическая кукла.
5. Музыкальные игрушки.
6. Игрушки для подвижных и спортивных игр – мячи различных размеров, обручи, кегли, кубики.
7. Игрушки для театрализованной деятельности:
- - персонажи сказок (колобок, курочка, зайчик, медведь, волк, лиса);
- - игрушки-бибабо, персонажи кукольного настольного театра;
- детали одежды, наголовники, медальоны.
8. Игрушки – забавы, которые пищат, говорят, поют, танцуют, качаются (куры клюют; бычок качается; солнышко-жучок бежит).
9. Специальные игрушки.
Кукла – одна из древнейших, любимейших игрушек детей, ведь именно она дает возможность отразить жизнь людей, их быт, различные отношения. Дошкольники, манипулируя куклой, закрепляют алгоритм последовательности одевания, подготовки ко сну, в том числе устанавливают элементарные причинно-следственные связи.
Фигурки людей и животных разнообразят игры. В отличие от кукол они статичны, но детям удобно захватывать их всей ладонью. Фигурки можно использовать во время игр, в конструктивно-строительной и театрализованной деятельности.
Анималистические игрушки отражают как реалистичных животных (например, кот, собака, заяц, волк), так и обобщенные художественные образы с индивидуальными чертами.
Техническая игрушка дает возможность имитировать основные функции предмета. Например, у машины движутся колеса, открываются двери. Благодаря игрушкам такого типа у детей формируется умственная операция анализа. Они усваивают названия частей предметов, знакомятся с обобщенным понятием «транспорт».
Желательно использовать геометрические строительные материалы, состоящие из набора кубов, кирпичей, пластин, призм, конусов, пирамид и цилиндров. На начальных этапах детям лучше давать однотонные материалы, потому что разноцветность деталей мешает в восприятии конструкций.
Дидактические игрушки очень полезны, как для развития зрительного внимания, памяти, формирования мыслительных операций, анализа и синтеза, так и для совершенствования речи, умения сравнивать предметы по величине и форме.
Музыкальные игрушки (молоточек, треугольник, бубен, барабан, маракас, погремушка, колокольчик) станут хорошими помощниками в развитии слухового внимания и памяти детей с особыми потребностями, помогут в усвоении ритмико-слоговой структуры слов.
Специальные игрушки имеют коррекционное значение. Они используются в соответствии с поставленной специальным педагогом задачей с учетом характера нарушения, этапа работы, индивидуальных психофизических особенностей ребёнка. Это игрушки для развития артикуляционного (дятел, заяц-барабанщик и т.д.) и дыхательного (мельницы, вертушки, свистульки, бумажные игрушки-самоделки и т.д.) аппаратов.
Параллельно с использованием реальных предметов и игрушек в играх-занятиях, в частности в подгруппах, следует постепенно вводить яркие рисунки среднего формата, лишенные небольших деталей, которые могут отвлекать детей. Если предметы и явления не могут стать непосредственным объектом наблюдения дошкольников, для ознакомления детей с природой используют пособия с иллюстрациями. Для их демонстрации могут пригодиться доска, мольберт.
Картины должны быть разных размеров с реалистичными, яркими, выразительными изображениями, которые вызывают у младших дошкольников чувства, близкие к восприятию действительности: «Кошка с котятами», «Собака со щенками», «Корова с теленком», «Куры», «Едем в автобусе», «Играем с песком», «Дети играют кубиками», «Зимой на прогулке», «Дети кормят курицу и цыплят», разнообразные картины.
Итак, с использованием наглядности, как второго из основных дидактических принципов, коррекционно-развивающее обучение становится более доступным и эффективным, обеспечивает максимально полное использование всех анализаторов, развивает наблюдательность и мышление, помогает быстрому и глубокому усвоению речевого материала.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)