1.4. Механизм социализации и адаптации ребёнка дошкольного возраста.
Социальная адаптация происходит практически в течение всей жизни человека. Старший дошкольный возраст – конечный этап начального звена социализации личности на уровне дошкольного учебного заведения. Посещение детского сада требует от ребёнка освоения систем и составляющих социальной адаптации как: осознание социальной роли «я – дошкольник», понимание нового периода своей жизни, умение приспосабливаться к жизни в дошкольном учреждении, личностная активность в установлении гармоничных связей с социумом, соблюдение норм, правил группы, требующий умения нормировано вести себя, отстаивать собственные мысли, позицию.
Вхождение в новую социальную среду, которой для ребёнка является детский сад, осложняется необходимостью сориентироваться в незнакомой ситуации и активизировать адаптационные ресурсы. У неподготовленного ребёнка соблюдения нового режима и ритма жизни, выполнение новых требований, обязанностей и функций вызывают определенные трудности, провоцируют возникновение таких явлений как адаптационный синдром, адаптационная болезнь. Неблагоприятные условия окружающей среды, связанные с ухудшением социально-экономических и экологических условий, обусловливающих ослабление здоровья, появление нежелательных тенденций в межличностном взаимодействии дошкольников, тормозят процесс приспособления к дошкольному учебному заведению.
В дошкольный период жизни ребёнка формируются и основы его социальной компетентности. Социально компетентный ребёнок способен к самоопределению во взаимоотношениях с другими людьми и водовороте ситуаций нравственного поведения. Для формирования такой позиции ребёнку необходимо позитивное восприятие себя и других, оптимистическое мировосприятие. Формирование социального опыта старших дошкольников включает развитие сознательного отношения к своим обязанностям, интереса к новой социальной информации, желание содействовать с другими членами общества на основе нравственных ценностей. Чем больше обогащается такими ценностями опыт ребёнка, тем значительнее авторитет взрослых по мнению ребёнка, которые отвечают моральным критериям.
В качестве основного механизма социализации определяют приспособления. Большинство исследователей утверждают, что адаптацию можно рассматривать как составляющую социализации и как ее механизм. Поэтому различается два вида адаптации – психофизиологическая и социально-психологическая, находящиеся во взаимосвязи.
При этом социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию, это – конкретный процесс социализации. Одним из элементов социализации, наряду с другими, не менее важными, являются активность личности, ее творческое выборочное отношение к среде, активное воспроизведение социального опыта, преобразованием имеющихся социальных условий и форм. Итак, социализация представляет собой единство адаптации и активности личности: усвоение норм и ценностей социальной среды происходит во взаимозависимости и взаимосвязи с активностью индивида.
Современное понимание социальной адаптации трактуют, как процесс или результат процесса, который предполагает гармоничное, с точки зрения личных стремлений человека, удовлетворение его потребностей, создание условий для его здоровой счастливой жизни в обществе, то есть социальная адаптация понимается, как процесс перехода из одного состояния в другое и как результат этого процесса. Адаптация в социуме – это усвоение личностью социального опыта общества в целом и опыта конкретной среды, к которой человек принадлежит. Социальная адаптация – специфическая форма социальной активности, связанная с вхождением и приведением особенности объекта и субъекта личности в соответствие с новыми социальными условиями.
Социальную адаптацию следует рассматривать как завершающий итоговый этап адаптации человека к условиям социокультурной среды в целом, который сочетает в себе в диалектико-логическом виде предыдущие уровни биологической и психологической адаптации.
Социальная адаптация – приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Определяют социальную адаптацию ребёнка, как интегративный показатель состояния, отражающий его способность адекватно воспринимать окружающую действительность, отношение к людям, событиям, поступкам, общению, регулировать поведение.
Процесс адаптации ребёнка к новым условиям обучения достаточно часто воспринимается им как драматическое событие, затрагивающее все сферы жизнедеятельности.
Причины этого понятны: он оказывается в новых социальных условиях, сталкивается с изменением привычного образа жизни, с необходимостью принятия нового социального статуса. Именно в это время наблюдаются частые проявления неадекватного поведения, непонимания с людьми, которые рядом, разные заболевания. Успешное привыкание ребёнка к новой среде зависит от многих факторов, от состояния его здоровья, особенностей нервной системы, развития коммуникативных навыков, ознакомления с различными видами деятельности, а также от умения взрослых обеспечить ему надлежащий покой, защищенность, полноценное здоровье и активизацию адаптационных ресурсов.
Итак, важным направлением работы дошкольного учреждения должна стать забота об обогащении социального опыта питомца. Он должен состоять из:
- ориентировочной деятельности (действенного поиска и нахождения ориентиров, установления связей, определения собственного места в предметном и человеческом окружении);
- приспособления (привыкание, адаптация к новым условиям жизни, к необычным требованиям социума и своих потребностей);
- преобразования (целенаправленное, оптимальное влияние на окружающие предметы, людей, самого себя).
Социальная адаптация детей дошкольного возраста к условиям новой социальной среды имеет многофункциональный характер.
Во-первых, адаптация является средством оптимизации отношений ребёнка с относительно широкой социальной окружающей средой, в которой появляется детское сообщество и общения в системе «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый».
Во-вторых, через адаптацию происходит формирование социальной сущности ребёнка.
В-третьих, социальная адаптация – это действенная составляющая определенной успешной социализации ребёнка в обществе.
При таких подходах именно дошкольные учебные заведения становятся тем институтом, который компенсирует недостатки семейного воспитания и обеспечивает социальное развитие ребёнка как одно из главнейших направлений личностного его становления.
Процесс создания необходимых условий для того, чтобы интеграция детей с особыми потребностями в систему социальных отношений проходила максимально эффективно, является сложным. Основные знания дети с особыми образовательными потребностями дошкольного возраста получают на фронтальных, групповых и индивидуальных занятиях в игровой форме, а также в практической деятельности, во время наблюдений. Педагоги в своей работе должны придерживаться последовательности подачи учебного материала, учитывая индивидуальные особенности. Чтобы занятия были более интересными, педагогам следует тщательно подбирать наглядный и раздаточный материал.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)