Введение
В учебно-методическом пособии представлены материалы участников интернет-семинаров, которые проводились лабораторией развития образования и педагогических инноваций по таким темам: «Пути реализации индивидуального подхода в образовании старших дошкольников с нарушениями психофизического развития в ДОУ различных типов», «Формирование речевой компетентности у детей с особыми потребностями как предпосылка успешного обучения в школе».
Рассмотрены способы формирования фонетико-фонематических представлений, использование нетрадиционных приемов в логопедической работе по постановке звуков, формирование зрительно-пространственных представлений.
Педагоги дошкольных учебных заведений имеют возможность ознакомиться с преимуществами интегрированного и инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, ролью педагогов и родителей в подготовке, адаптации и социальной интеграции дошкольников к обучению в школе.
«Тот, кто сделал все, что мог – сделал все».
Предложенное методическое пособие «Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями к обучению в школе» (по материалам интернет-семинаров «Пути реализации индивидуального подхода к образованию старших дошкольников с нарушениями психофизического развития в ДОУ различных типов», «Средства формирования речевой компетентности у детей дошкольного и младшего школьного возраста», предназначенное для учителей-логопедов, воспитателей. Основной целью данного руководства является ознакомление педагогов дошкольных учебных заведений, где воспитываются дети с особыми образовательными потребностями, с возможностями интегрированного и инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, ролью педагогов и родителей в подготовке, адаптации и социальной интеграции дошкольников к обучению в школе.
Эффективность социальной адаптации, личностного развития детей с особыми потребностями зависит от того, насколько успешно будут подготовлены дошкольники с особыми потребностями к школьной жизни. В дошкольном возрасте важно сформировать у воспитанников не только речевую компетентность (навыки правильного звукопроизношения, овладение звукобуквенным анализом и синтезом, элементами грамоты и т.п.), необходимо научить ребенка общаться, дружить со сверстниками, находить ответы на сложные жизненные ситуации, планировать и подчинять свои действия интересам коллектива.
В последние годы во всем мире отмечается значительное увеличение количества детей, которые нуждаются в дополнительном внимании и попечительстве общества из-за того, что имеют нарушения в состоянии физического и психического развития. При поступлении в школу такие дети испытывают значительные трудности в процессе обучения, а именно трудности адаптации и интеграции в школьный коллектив. Такие дети с трудом овладевают коммуникативными навыками, устной и письменной речью, у них трудно формируются математические представления. Из-за неуспеваемости и низкого уровня познавательной активности таких детей переводят на индивидуальную форму обучения или, с согласия родителей, в специальные учебные заведения. Происходит изоляция детей с особыми образовательными потребностями от коллектива детей с типичным развитием. Современные исследования, опыт экспериментов по внедрению инклюзивного обучения в России доказывают, что совместное обучение детей с особыми потребностями и их здоровых сверстников возможно, и является основой интеграции и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями, подготовкой их к самостоятельной жизни
К сожалению, сегодня организационно-методические основы учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах ориентированы на ребёнка, который нормально развивается, без учета особенностей психофизического развития детей с особыми потребностями. Несоответствие форм и методов педагогического воздействия на таких детей может создавать предпосылки для формирования у них негативного отношения к учебе, девиантного поведения.
Равнодушие, бездушие современного общества – основные преграды к успешной социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)