Послесловие
Привлечение детей с особыми потребностями в массовые общеобразовательные заведения – важное условие, но не залог их успешного обучения и социализации. Конечный результат во многом зависит от того, какие условия для этого созданы, а также от упорной, целенаправленной работы всех участников учебно-воспитательного процесса: учителей, специалистов, родителей; от их профессионального сотрудничества.
Основные критерии эффективности профессионального сотрудничества в учебном заведении:
- профессиональное сотрудничество положительно влияет на обучение учащихся и их социальное развитие;
- профессиональное сотрудничество положительно влияет на психологический микроклимат в коллективе, помогает создавать возможности для формирования командного стиля работы;
- основные компоненты профессионального сотрудничества – часть общей системы работы и осуществляются в обычном порядке.
Имеющийся опыт успешного решения проблем, связаных с организацией обучения в экспериментальных инклюзивных учебных заведениях убедительно доказывает, что важным аспектом многогранной работы является понимание и поддержка педагогическим коллективом главных идей инклюзивного образования, основных принципов профессионального сотрудничества.
«Несмотря на значимость педагогической профессии, современные учителя работают в чрезвычайно сложных условиях: значительная перегрузка, сложность учебных программ, несоответствие заработной платы их усилиям и тому подобное. По мнению некоторой части педагогов учебных заведений, инклюзивное образование является «дополнительной нагрузкой».Кто-то скажет: «И так не хватает сил и времени. Как справиться еще с детьми с особыми потребностями? Этому необходимо учиться дополнительно. Нет, это невозможно »...
Вероятно, такие мысли были и у учителей экспериментальных школ.Но со временем, как результат соответствующей организации работы и подготовки, проведение семинаров и тренингов, мнение изменилось: "Мы уже много знаем.Можем. Мы работаем в команде, если кто-то чего-то не знает, коллеги помогут. Мы специалисты своего дела – учителя, психологи, логопеды, ассистенты учителей, социальные педагоги... При поддержке ученых мы сможем изменить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы обеспечить право на образование всем детям без исключения. Мы можем обучать ребенка, учитывая его способности, склонности, предпочтения и трудности. Прежде всего мы опираемся на достижения ребенка, на его положительные стороны;оцениваем индивидуальный прогресс ребенка, исполнительность. Воспитываем уверенных в себе личностей. Мы не равняем всех под один стандарт. Все дети – разные».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)