Национальное правовое поле
Важная роль родителей в учебно-воспитательном процессе определена в национальном правовом поле. В частности, Законы свидетельствуют, что «родители являются участниками учебно-воспитательного процесса» и имеют право:
- выбирать учебное заведение для несовершеннолетних детей;
- избирать и быть избранными в органы общественного самоуправления учебных заведений;
- обращаться в государственные органы управления образованием по вопросам обучения, воспитания детей;
- защищать в соответствующих государственных органах и суде законные интересы своих детей.
В таком контексте учебные заведения уделяют большое внимание работе с родителями, в частности:
- сообщают родителям об успехах детей;
- предоставляют информацию о школьной учебной программе;
- привлекают родителей к руководству учреждения;
- проводят для всех родителей ежегодные сборы и тому подобное.
Современная образовательная философия, ориентированная на личность ребенка, основывается на положении, что родители - его первые и главные учителя. Все больше педагогов с уважением относятся к учебному процессу, который происходит дома, и строят свою работу, учитывая интересы детей и их семей. В процессе обучения учащихся с особыми потребностями очень важно учитывать интересы, приоритеты и заботы семей.
Принципы педагогической деятельности, ориентированной на интересы семьи:
- признание того, что семья является элементом стабильности в жизни ребенка, вто время как педагоги могут меняться;
- регулярный обмен с родителями полной и непредвзятой информацией об их детях;
- введение в учебном заведении политики и системы услуг, обеспечивающих семьям необходимую поддержку;
- понимание и учет потребностей детей, мнения родителей во время разработки индивидуальных учебных планов, программ и т.п.;
- эффективное сотрудничество педагогов с родителями и другими специалистами;
- поощрение и создание условий для взаимной поддержки родителей;
- понимание уникальности каждой семьи, уважение к различным методам обучения и воспитания детей, применяемых родителями;
- забота о том, чтобы услуги, которые предоставляются семьям, были комплексными, скоординированными, гибкими, доступными и отвечали потребностям каждой семьи.
В зарубежной педагогической практике также подчеркивается необходимостьсотрудничества с родителями. Так, зарубежные ученые выделили три основных момента, определяющих роль родителей в образовании:«Родители как люди, которые принимают решения. Родители лучше других понимают, что необходимо их ребенку и поэтому принимают решение о его развитии и образовании. Они также могут помогать другим в принятии решений, предоставляя ценную информацию и свое видение, основанное на опыте пребывания с ребенком в течение многих лет.Родители как учителя. Часто родители - единственные учителя своего ребенка и в первые 4-5 лет его жизни, и в дальнейшем их помощь и поддержка играют важную роль в обучении и воспитании ребенка.Родители как защитники интересов. Очень редко можно встретить родителей, которые бы не хотели лучшего для своего ребенка. Поэтому родители - первые защитники его интересов. Педагоги, которые это понимают, находятся на правильном пути к установлению продуктивного сотрудничества с родителями.Можно утверждать, что родители составляют не часть широкого школьного сообщества, а скорее - часть «сердцевины» школьного сообщества, вместе с педагогами и учениками».
Технологии привлечения родителей к работе в команде.
Родители детей с особыми потребностями должны работать в тесном контакте с учителями и другими специалистами при разработке и реализации учебных планов, их адаптации, организации учебной среды и тому подобное.
В условиях инклюзивной школы предусматривается применение как традиционных, так и инновационных форм работы с родителями (проведение родительских собраний, вовлечение родителей в классные и школьные мероприятия, создание организации родителей и т.д.).
Один из самых эффективных способов привлечения к учебно-воспитательному процессу родителей - пригласить их в класс. Это дает им возможность ознакомиться с современными стратегиями работы с детьми, которые они смогут использовать дома. Некоторые родители сами легко присоединяются к занятиям с детьми в классе, другим для этого нужна определенная помощь. Работники школы должны направлять действия родителей и эффективно использовать их присутствие.
Необходимо непосредственно привлекать родителей к принятию решений по их детям. Еще до прихода ребенка в школу во многих семьях были налаженные контакты с соответствующими специалистами и службами, они владели информацией, полезной для работников школы и других родителей. Поэтому, стоит использовать эти связи, чтобы семья, школа и специалисты работали совместно.
Принципиально важным является учет мнения родителей во время:
- оценки состояния развития ребенка; идентификации ее сильных качестви сфер, где она испытывает трудности;
- определение целей и задач на учебный год;
- назначение услуг, которые получат ребенок и его семья;
- принятие решений относительно направлений работы с ребенком после окончания учебного года.
При работе с родителями важным является соблюдение конфиденциальности.Семьи детей должны быть уверены, что любая информация, которую они предоставляют устно или письменно членам педагогического коллектива, не разглашается. Родители детей с особенностями психофизического развития рассказывают учителям гораздо больше, чем обычные семьи, и многие из этих сведений имеют деликатный характер. Поэтому в своей работе с родителямиучителям желательно придерживаться следующих принципов:
- первичным источником информации о родителях должны быть они сами; необходимо собирать только те сведения, которые важны для работы с детьми;
- родителям не следует позволять просматривать записи, не относящиеся к их детеям;
- информацию, полученную от родителей, стоит предоставлять членам педагогического коллектива и консультировать только в той степени, в которой это необходимо для работы с ребенком.
Педагоги школы могут давать письменную подписку о том, что информация не будет распространяться. Если есть сомнения относительно возможности передачи конфиденциальной информации другим, сначала спросите разрешения у членов семьи. Единственным исключением из этого правила являются случаи возможного насилия и отсутствия заботы о детях.
Ежегодно, после прихода в класс новых родителей и работников, стоит решить, какую информацию собирать, как ее использовать и у кого к ней будет доступ.Родители имеют право решать, кто, когда и как может информировать других людей о поведении, знаниях, убеждениях и взглядах ребенка и его семьи. Как уже отмечалось, перед началом оценивания необходимо попросить у родителей письменного разрешения на его проведение. Надо также спрашивать разрешения у родителей по обмену сведениями с другими учителями и специалистами.Информацию о детях следует предоставлять только тем людям, кому она действительно нужна и кто имеет право ее знать. Никогда не стоит говорить и писать о ребенке кому-либо без согласия родителей. Сохранять свои заметки, контрольные листки и другие записи необходимо в таком месте, где дети или их родители не могли бы их случайно прочитать. Держать информацию частного характера следует в особой папке и обсуждать ее содержание только на профессиональной основе. Менее конфиденциальные сведения, а также детские работы могут храниться в классе.
Поэтому, следуя именно таким условиям, целесообразно, как показал опыт, привлекать родителей к процессу оценивания, которое имеет много преимуществ и для ребенка, и для его семьи, и для учителей. Родители хорошо знают, что умеет делать их ребеноки в какой он нуждается помощи. А дети чувствуют себя безопаснее, когда родители находятся поблизости. Бабушки, дедушки, братья и сестры, другие знакомые ребенку люди также могут предоставить ценную информацию. Одним из элементов процесса оценивания могут быть наблюдения за взаимодействием ребенка с членами своей семьи в различных ситуациях.
Когда родители приходят в школу для собеседования в начале процесса оценивания, необходимо следить за тем, чтобы их не спрашивали много раз об одном итом же. Ведь недавно, когда ребенка принимали в школу (детский сад), они уже предоставляли много сведений о нем. А именно, о предыдущих учебных заведениях, составе семьи, состоянии здоровья, наличии у него аллергических реакций и тому подобное. Должен быть назначен представитель школы, ответственный за получение от членов семей информации о детях. Такой подход позволяет наладить рабочие отношения с родителями и способствует эффективному использованию их времени.
Опрос родителей является важным элементом при получении разносторонних сведений о ребенке с особыми потребностями. Родителям можно предлагать различные пути общения. Например, для некоторых удобнее письменно отвечать на заранее составленный перечень вопросов, другие хотят разговаривать с учителем лично.
Иногда родителям следует подсказывать, какая информация о ребенке нужна школе. Родители знают своего ребенка лучше других и быстро поймут, что педагоги должны относиться к ним как к партнерам в работе с ребенком.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)