Важные моменты относительно процесса оценки
- результаты оценки фиксируются каждым из специалистов в своих документах в развернутом виде, в ИУП заносятся краткие выводы, формулировки должны быть понятными для всех;
- организация встреч консультативно-педагогической группы должна происходить как по определенному плану, так и внепланово, при необходимости с целью обсуждения организации и результатов оценки;
- оценка должна осуществляться на каждом этапе работы с целью целостности и внесения необходимых корректив;
- как вариант возможна организация совместного оценивания (одновременное наблюдение за ребенком двух специалистов, фиксация результатов, обсуждения).
Результаты оценивания учитываются при создании ИУП, определении аспектов, которые нуждаются в адаптации и модификации.
Профессиональное сотрудничество в контексте создания индивидуального учебного плана.
Преимущество инклюзивного обучения состоит в учете индивидуальных возможностей, интересов, способностей ребенка. Ребенок осваивает программу(согласно собственных возможностей), используя для этого различные средства и пути получения знаний, доступные именно им.
Индивидуальный подход предусматривает составление индивидуального учебного плана. Индивидуальный учебный план (ИУП) – ключевой документ, один из важнейших инструментов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
ИУП - долгосрочный документ, который используется ежедневно в учебном процессе; разрабатывается командой педагогов и специалистов при участии родителей, объединяет их усилия для разработки комплексной программы работы с ребенком и одновременно определяет, какие именно услуги необходимо оказывать каждому специалисту; определяет необходимые адаптации/модификации и служит основой для дальнейшего планирования учебных занятий; при необходимости на каждом этапе вИУП могут быть внесены коррективы.
Требования к составлению и структура индивидуального учебного плана(индивидуальной программы) представлено в инструктивно-методическом письме «Организация учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного обучения».
Основные составляющие ИУП:
- объективные данные о ребенке;
- результаты оценки уровня психофизического развития ребенка;имеющийся уровень знаний и умений (каждый из специалистов собирает информацию и делает вывод, который ложится в основу общих рекомендаций);
- цели и задачи (стратегия обучения); адаптации/модификации, рекомендуемая учебная программа;
- специальные и дополнительные образовательные услуги;
- график посещения занятий;
- срок действия индивидуального учебного плана;
- информация о прогрессе ребенка (работы учеников как иллюстрации результата работы и т.п.).
Основные этапы работы над ИУП:
1) учредительная встреча членов консультационно-педагогической группы(определение оптимального состава команды; план проведения комплексной оценки возможностей и потребностей ребенка);
2) оценка уровня психофизического развития ребенка; определение текущего уровня знаний и умений различными специалистами в качестве основы для дальнейшей организации обучения;
3) первая встреча членов консультационно-педагогической группы, определение целей и задач; создание индивидуального учебного плана;
4) осуществление обучения по индивидуальному учебному плану;мониторинг эффективности, внесение корректив.
Семья ребенка является ключевым звеном в принятии решений при составленииИУП. На членов команды возложена ответственность за реализацию ИУП.
Опыт заведений с инклюзивным обучением свидетельствует, что создание ИУП- процесс сложный длительный и требует определенной подготовки педагогов.
Среди целесообразных вариантов тренинговых задач в контексте подготовки педагогов для работы в заведении с инклюзивным обучением следующие:
- по предоставленной характеристике ученика с определенными особенностями развития (возраст ребенка, индивидуальные особенности, нарушения психофизического развития, уровень подготовленности и т.д.) определить необходимые адаптации и модификации (аспекты обучения, требующие применения специальных методик, адаптации задач, модификаций окружающей среды, создания особого графика учебной нагрузки, определение и согласование необходимых сопроводительных услуг и т.п.), соответственно разработать проект ИУП;
- разработать проект ИУП для конкретного ученика школы по составленной во время тренинга характеристике;
- на основе результатов оценки каждым из членов консультационно-педагогической группы (учитель, ассистент учителя, психолог, логопед, социальный педагог и т.д.) заполнить графы таблицы: «Определены», «Рекомендовано» относительно определенного ученика (соответствующая информация подается в отдельных разделахИУП); сведения должны быть представлены кратко, быть понятными для каждого из членов группы:
Учитель |
Ассистент учителя |
Психолог |
|||
Определено |
Рекомендовано |
Определено |
Рекомендовано |
Определено |
Рекомендовано |
Опыт экспериментальных учреждений показывает, что в школе или детском саду целесообразно создать кабинет инклюзивного обучения, в котором хранились бы тематическая литература, соответствующие учебно-методические материалы, происходили заседания консультативно-педагогической группы, в частности, поразработке ИУП.
Использование модификаций и адаптаций в процессе обучения.
При составлении индивидуального учебного плана (индивидуальной программы) команде специалистов необходимо проанализировать, какие адаптации имодификации следует разработать для обустройства среды, применение надлежащих методов обучения, материалов, оборудования, учета сенсорныхи других потребностей ребенка.
Модификация – трансформирует характер подачи материала путем изменения содержания или концептуальной сложности учебного задания. К примеру, сокращение содержания учебного материала; модификация учебного плана или целей и задач, приемлемых для конкретного ребенка, коррекция задач, определение содержания, которое необходимо усвоить.
Адаптация – меняет характер подачи материала, не меняя содержание или концептуальную сложность учебного задания. В частности, могут использоваться такие виды адаптации:
приспособления среды (увеличение интенсивности освещения вклассных комнатах, где есть дети с нарушениями зрения; снижение уровня шума в классе, где учатся слабослышащие дети, обеспечения их слуховым аппаратом;
создание обособленного блока в помещении школы для учащихся начального звена);
адаптация учебных подходов (использование учебных задач различного уровня сложности; увеличение времени на выполнение, изменение темпа занятий, чередование видов деятельности);
адаптация материалов (учебных пособий, наглядных и других материалов; использование печатных текстов с разным размером шрифтов, карточки-подсказки и т.п.) (Инструктивно-методическое письмо «Организация учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзивного обучения»).
По рекомендации членов консультационно-педагогической группы учитель и ассистент учителя адаптируют методы преподавания, учебные задачи и материалы.Например, сурдопедагог по результатам наблюдения работы учителя в классе, где учится ребенок с нарушениями слуха может обратить внимание на необходимость адаптации методов преподавания:
«В классе учится девочка с пониженным слухом, которая пользуется слуховым аппаратом. Учитель характеризует ее как очень хорошую ученицу. На уроке девочка активно работает, но не всегда отвечает на устные вопросы учителя. Учитель иногда использует приемы работы, которые не целесообразны вработе с учащимися с нарушениями слуха: задает вопрос, отходя в конец класса, где находится далеко от ученицы и стоит к ней спиной; чтобы привлечь внимание учащихся, дает установку –«Я буду очень тихо читать, а вы внимательно слушайте». В классах, где дети со сниженным слухом, следует избегатьтаких форм работы.
Можно определить общие типы адаптации и характерные особенности адаптации учебных задач для конкретного ребенка (табл.). Особенности адаптации для конкретного ребенка разрабатываются учителем и помощником учителя на основе результатов оценки различными специалистами, учета информации, полученной от родителей, и фиксируются в ИУП.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)