Консультативное сопровождение функционирования специальных классов
Стоит отметить инклюзивный подход предполагает, что отсутствие рекомендаций ПМПК – не основание для того, чтобы не зачислить ребенка в общеобразовательное учреждение. В большинстве случаев дети с особыми потребностями приходят в учебное заведение уже с рекомендациям ПМПК.В то же время есть родители, которые против того, чтобы их ребенок проходил обследование.
Как получить рекомендации ПМПК?
Работа с родителями для прохождения обследования ПМПК.
- Проведите встречу с родителями в неформальной обстановке.Помня, что большинство родителей воспринимает обследование ПМПК как процедуру установления диагноза, расскажите им о функциях ПМПК и рекомендательном характере ее выводов, продемонстрируйте собственное положительное отношение к процедуре оценки развития ребенка.
- Пригласите родителей на открытые занятия (собственные наблюдения родителей – веское основание, чтобы обратиться к специалистам).
Подготовка пакета документов.
Анализ этих документов позволит найти правильный подход кребенку, свести к минимуму ошибки при обследовании:
- сведения из амбулаторной карты с выводами соматического, отоларингологического, офтальмологического, а при необходимости – логопедического обследования ребенка;
- развернутая психолого-педагогическая характеристика из школы или дошкольного учреждения, в котором находится ребенок. Характеристика содержит данные о ребенке с указанием времени обучения в школе, о семье, об уровне знаний, школьных умениях и навыках, особенностях познавательной деятельности и поведения;
- тетради (если ребенок учился в школе) с контрольными работами по родному языку, математике; рисунки, выполненные ребенком.
Подготовка ребенка.
Для преодоления стрессовых ситуаций, снижение уровня ситуативной тревожности, которые могут возникнуть во время обследования, с ребенком стоит поработать психологу.
Обследование ПМПК.
При обследовании родителям и ребенку необходимо оказать поддержку. В этом случае целесообразно присутствие педагога (другого представителя заведения), с которым хорошо знакомы ребенок и родители.Получение рекомендаций и выписки из протокола, которые передаются в школу.
Общая задача общеобразовательного учреждения и психолого-медико-педагогической консультации – организация обучения детей с особыми потребностями на основе применения личностно ориентированных методов обучения, учитывая индивидуальные особенности учебно-познавательной деятельности таких детей.
Деятельность ресурсных консультативно-методических центров инклюзивного обучения.
Привлечение к общеобразовательным учебным заведениям детей с особыми потребностями предполагает наличие соответствующего ресурсного обеспечения(материально-техническое, организационные условия, подготовленность специалистов и т.д.).Решить этот вопрос помогают ресурсные консультативно-методические центры, деятельность которых направлена на комплексную поддержку инклюзивного учебного заведения, родителей детей с особыми потребностями.
Основные задачи деятельности Центров:
- психолого-педагогическое и коррекционно-реабилитационное сопровождение образования детей с особыми потребностями;
- ресурсное обеспечение педагогов, специалистов и родителей (банк методических материалов; специальное оборудование; информационные ресурсы;обучение, консультирование) в инклюзивных учебных заведениях;
- координация взаимодействия общеобразовательных учебных заведений с инклюзивным обучением, специальных учебных заведений, реабилитационных центров и других учреждений.
Принципы деятельности Центров:
- признание права каждого ребенка на получение образования в различных типах учебных заведений;
- единство теоретических подходов и педагогической практики, учета зарубежного опыта;
- дифференциация и индивидуализация диагностики и обучения, консультирование родителей;
- комплексный подход, предусматривающий использование различных средств, форм, методов работы для реализации задач Центра.
Учитывая зарубежный опыт, целесообразна такая организация работы, по которой координационную функцию выполняет главный центр, в каждом регионе действуют региональные ресурсные центры.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)