Ряд правил при разрешении конфликтной ситуации
Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подходить творчески к решению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации исследователи советуют соблюдать ряд правил:
1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции; это приводит к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.
2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, поставиввопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?». Постарайтесь принять во внимание оба предложения, рассуждая, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и позже.
3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, поставив вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?». Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.
4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разряжаться на окружающих – не выход, а выходка. Если уж так случилось, что вы потеряли контроль над собой, попробуйте сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и партнера быть лучше.
6. Спросите собеседника: «Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?». Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
7. Не преувеличивайте свои заслуги, не демонстрируйте собственные предпочтения.
8. Не обвиняйте и не приписывайте ответственность за возникшую ситуацию только партнеру.
9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения.
Конфликты руководителю приходится решать не только в деловой, но и личностно-эмоциональной сфере. Тогда применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно найти объект разногласий, отсутствие столкновений интересов.
Подытоживая обсуждение основных сфер возникновения барьеров в процессе профессионального сотрудничества и путей их преодоления, подчеркнем роль социально-психологического тренинга, широко используемый не только за рубежом, но и в нашей стране, помогает усовершенствовать психологическую культуру коррекции и самокоррекции как личности, так и целой группы. Его применение позволяет успешно преодолевать психологические барьеры, мешающие эффективно осуществлять профессиональное сотрудничество.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)