Полярность функций барьеров
Некоторые авторы рассматривают барьеры с позиции их функций впедагогической деятельности, подчеркивая их чрезвычайно важную роль. Существует целая иерархия функций барьеров. Их ранжируют по степени важности для выполнения деятельности, разводя по разным полюсам две большие группы: положительные и отрицательные функции. Положительное влияние психологических барьеров представлены двумя функциями: а) индикаторной, когда препятствие привлекает внимание человека к определенному аспекту деятельности (например, ошибки детей привлекают внимание наблюдательного педагога); б) стимулирующей, которая проявляется в активном отношении к задачам, активизации деятельностипо их решению (например, анализ ошибок педагогом для выяснения причин их возникновения и исправления). Отрицательная роль барьеров оказывается в сдерживающих функциях (например, при отсутствии условий для преодоления труда или наличии низкой самооценки) и деструктивной функции, когда барьер имеет разрушительное воздействие (например, провоцирует специалиста оставить школу, сменить профессию).
Анализ барьеров в деятельности как системы, с ее тесно взаимосвязанными функциями или функциональными характеристиками, помогает лучше понять сущность психологических барьеров и их роль в педагогической деятельности.
Важно, что перерыв, прекращение того или иного действия под влиянием помех может положительно сказаться на деятельности в целом: создание нового начинается обычно с отказа от имеющегося, разрушение старого. Это становится толчком к развитию мастерства педагога или преодоления барьеров.
Заметим, что становление педагогического мастерства исследователи рассматривают с позиций постановки новых задач (в нашем случае связанных со становлением заведения с инклюзивной формой обучения), совершенствования личности педагога, а также уровня его профессиональной осведомленности. Развитие умения проектировать учебно-воспитательный процесс, менять поставленные задачи, постоянное самообразование, изменение целей самой педагогической деятельности свидетельствуют о положительной динамике роста мастерства. В то же время, в современной науке проблема профессионального развития педагога практически не рассматривается в связи с преодолением барьеров в деятельности, несмотря на их вышеупомянутую важность. Факт использования различных способов преодоления психологических барьеров в основном ограничивается констатацией.
Основные сферы возникновения барьеров в процессе профессионального сотрудничестваи пути их преодоления.Наиболее показательна сфера проявления барьеров – сфера вербального общения. Еще Сократ заметил, что суждение о человеке появляется в результате разговора с ним: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Современные же исследования позволяют делать выводы о том, что препятствия в общении могут быть соотнесены не только с характером деятельности, эмоциональной, когнитивной составляющими личности человека, проявляющихся через речь, а могут выступать следствием других воздействий. Так, выделяют такие сферы возникновения барьеров: этно-социо-культурную, статусно-позиционно-ролевую, возрастную, индивидуально-психологическую, деятельностную, сферу межличностных отношений. В жизни все эти сферы не существуют изолированно (они органично переплетаются), однако для лучшего понимания их сущности обратимся к рассмотрению указанных.
Барьеры, возникающие в этно-социокультурной сфере, связанные с особенностями этнического сознания, ценностями, стереотипами, установками сознания человека, которые проявляются в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития. В основном препятствия на пути общения, спровоцированные этно-социокультурными особенностями его субъектов, воспринимаются людьми как то, что само собой разумеющееся. В то же время, очевидно, что каждый субъект деятельности, партнер по общению, как носитель определенного менталитета, вступает во взаимодействие с другими людьми в соответствии с нормами, традициями, присущими народу, представителем которого он является. В последнее время показательно сохранение «суперпозиции» педагога в отечественной педагогике, в свою очередь, – результат традиционной для нашего общества построения субъект-объектных отношений. Отношение работника школы«свысока» к детям (особенно подростков), вмешательство в их психологическое пространство, даже с благородной целью, вызывает сопротивление со стороны последних и может привести к конфликтам. Необходимость же создания психологически комфортной среды для детей с особыми потребностями автоматически делает недопустимым применение такой модели построения общения.
Причиной возникновения такого барьера является этно-социокультура самого российского педагога.
Рассматриваемая сфера труда чаще оказывается в недостаточно полном смысле самого намерения общения, его стиля. Это сказывается и на сохранении правил этикета общения (например, если в коллектив российских сотрудников попадает человек из другой страны и ведет себя не так искренне, как они, сдерживая свои чувства, это может привести к неправильным выводам по обе стороны процесса построения общения). Следуетзаметить, что значительную роль в этно-социокультурной обусловленности общения играют невербальные средства – мимика, жесты, позы, правильное«считывание» которых делает адекватное взаимопонимание и взаимодействие партнеров по общению.
Преодоление барьеров рассматриваемой сферы общения становится возможным, если их специфика осознанная (отрефлексированная) участниками общения в процессе сотрудничества, и они в состоянии контролировать свое общение, регламентируя его в контексте учебного заведения с инклюзивной формой обучения.
Положение, которое занимает индивид в обществе, принято называть статусом. Умение выражать свои взгляды, поддерживать справедливое решение или протестовать против ложного и несправедливого называют позицией. Статус всегда связан с некоторым ожидаемым поведением, которое определяется культурой общества. Именно это ожидаемое поведение, связанное со статусом, называют социальной ролью. Основная разница между статусом и ролью заключается в том, что человек статус имеет, а роль – выполняет. Отсюда и происходит статусно-позиционно-ролевая сфера возникновения барьеров.
Указанная сфера возникновения барьеров обусловлена рядом причин – от воспитания в семье со статусом учреждения и тому подобное. Чаще всего они появляются в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей в контексте ролей. К сожалению, в экспериментальных заведениях с инклюзивной формой обучения в нашей стране, вместо поддержки со стороны специалистов в области специальной педагогики и психологии (которых приглашают к сотрудничеству в специальные заведенияя для детей с особыми потребностями)специалистам общеобразовательных учреждений, нередки случаи пренебрежительного отношения, а также откровенного нежелания оказать помощь. Существующая модель рассуждения, основанная на убеждении, что упомянутая категория детей должена учиться в системе специального образования, свидетельствует о неприятии идей инклюзии как альтернативы, а значит, выступает препятствием на пути к организации профессионального сотрудничества. Поэтому такие специальные педагоги ипсихологи выступают в статусе «владельцев специфических знаний», пытаются сохранить монополию на них и одновременно не желают обогатить их за счет освоения новых идей, лежащих в основе новейших мировых образовательных тенденций. Причины понятны: страх снижения потребности в услугах«специальных» специалистов, переживания по поводу возможной потери рабочего места в связи с расширением круга «знающих» и другие.
Преодолеть барьеры в этой сфере поможет постепенная, целенаправленная просветительская деятельность, которая приведет к переформатированию сознания.Возрастные особенности партнеров общения также могут вызватьт рудности, поскольку педагогический работник, большую часть своей жизни работал в учебном заведении, имеет собственные взгляды и четкую позицию о методах и приемах организации учебно-воспитательного процесса, которые могут в корне отличаться от современных образовательных тенденций. Конечно, было бы утопией ожидать, что такой специалист охотно воспримет новые идеи и станет сторонником концепции инклюзивного обучения, которое требует тщательной подготовки в плане учебно-методического обеспечения. Зарубежный опыт позволяет констатировать тот факт, что бывали случаи прекращения профессиональной карьеры специалиста «в возрасте» в заведении, который стал на путь инклюзии.
Нередки также оказались случаи активного нежелания (и возникновение на этой основе конфликтов) технологически правильно выполнять свои обязанности в контексте новых требований.
Успешное преодоление препятствий в этой сфере зависит от умения правильно оценивать свои возможности и желание продолжать самосовершенствование.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)