Контекст подготовки кадров
Для работы в учебных заведениях любого типа предполагает овладение психолого-педагогическими качествами и умениями, что является основой освоения мастерства педагогического общения и важной предпосылкой эффективности общения с учениками, коллегами, родителями и т.д.. Курс «Профессиональное сотрудничество в инклюзивном образовательном учреждении» дает возможность глубже погрузиться в вопросы качественно нового уровня построения производственных взаимоотношений, чрезвычайно важных для инклюзивной среды. В то же время, последние экспериментальные данные показывают, что необходимым условием формирования учебной деятельности высокого уровня развития является совместная деятельность, активное общение учеников-сверстников в процессе обучения, что также должно быть учтено в процессе подготовки специалистов. Однако разновидности этой формы обучения до сих пор не получили достаточного распространения в отечественной школьной практике, несмотря на то, что практики подчеркивают необходимость всячески стимулировать реализацию коллективных форм организации обучения, специально готовить к ним школьников. Очень важно то, чтобы ученики осознанно относились к деятельности, активно общались со сверстниками и учителями. Заметим существующие в школьной практике коллективные формы обучения регламентирует, как правило, учитель, и поэтому организационные задачи выбора и изменения той или иной формы организации коллективной работы, распределение функций между учащимися, контроля и оценивания учащимся приходится решать в неполном объеме. К тому же коллективная работа учащихся рассматривается в основном только как условие, средство эффективного решения учебных задач соответствующего содержания.
Отношение детей друг к другу и их самооценка во многом определяется педагогом. Ученики первого и частично второго класса тщательно следят за выполнением требований учителя своими товарищами, временами жалуются на них учителю, при этом не обижаясь друг на друга. В третьем классе они начинают обсуждать поступки между собой и прислушиваться к общественному мнению. Жалобы начинают расцениваться как наговоры.
Формируется своеобразный товарищеский кодекс, желание скрывать вину товарищей. Это свидетельствует о том, что в этом возрасте дети не только усваивают нравственные требования учителя, но и начинают создавать собственные нормы поведения, причем требования товарищей временами имеют большее влияние. Младшие ученики любят общаться друг с другом и вместе проводить время, однако их дружба в большинстве своем еще не имеет прочного и личностного характера. Товарищ чаще всего привлекает их в качестве партнера по играм.
Учебное сотрудничество организуется с помощью различных способов, приемов, одновременно регламентирующих деятельность участников. Наиболее распространенный способ учебного сотрудничества в решении учебных задач - дискуссия, обсуждение проблемного вопроса. Фиксируется также зависимость приемов от формы сотрудничества: итоговой и текущей. При итоговой форме решения задачи, предназначенного для совместной работы, может быть индивидуальным, а его контроль и оценка производиться совместно, в процессе обсуждения итогового результата. В текущем сотрудничестве решение задачи на всех этапах ведется совместно всеми участниками.
Теоретический анализ проблемы решения задач в совместной деятельности показывает, что любое задание адекватное сотрудничеству: активные диалоги совместное решение возникающих в том случае, когда нужно логическое рассуждение, взаимный анализ и взаимная оценка различных точек зрения. Соответственно задаче, адекватное учебному сотрудничеству, объективно предполагает существование более чем одной точки зрения на содержание и способ ее решения. Проблемные учебные задачи наиболее адекватные сотрудничеству. По критерию доминирования познавательного процесса при их решении такие задачи является мыслительно –мическими. Они требуют определенного уровня владения теоретическими знаниями и умениями применять их в конкретных ситуациях. Совместное решение задач в условиях учебного сотрудничества предполагает обсуждение участниками подзадач предметно-познавательного, предметно-коммуникативного и предметно-рефлексивного планов. Первые непосредственно связаны с поиском решения задачи, предложенные группе, вторые – с организацией общения и совместной деятельности, третьи – с формированием в сознании каждого участника совместной деятельности адекватного представления о том, как его партнеры понимают предмет и условия задачи. Решение задачи, как известно, проходит три последовательных этапа: знакомство с условиями, решение и контроль. При совместном решении задачи в условиях учебного сотрудничества все этапы имеют определенную специфику по сравнению с индивидуальным решением, однако особую важность приобретает своевременный и эффективный контроль индивидуальных версий. Отсутствие или низкая эффективность его могут сделать работу группы непродуктивной или даже пустой.
Достаточно значимый для эффективности учебного сотрудничества – характер его организации, в частности, внешняя регламентация деятельности участников через распределение ролей, задач, способов совместной работы. При этом ведущий, призван регулировать ход обсуждения в триаде, может стать фактором самоорганизации совместной работы участников учебного сотрудничества. Существенное значение имеет не только сама форма сотрудничества, но и способ организации совместного решения задачи. На материале анализа решения вербальных задач триадами студентов было показано, что предварительно отработана программа совместного решения вербального задания, как способ организации сотрудничества повышает производительность совместной работы. К тому же программа предусматривает также способы предметных преобразований.
Организация работы в коллективе сверстников приобретает особое значение при наличии учеников с особыми потребностями. Управление таким ученическим коллективом предполагает использование его в качестве инструмента для развития индивидуальности каждого ученика. Это требует от педагогов специальных знаний, необходимых для планирования и организации мероприятий, адекватных состояний коллектива. Цель таких мероприятий – совершенствование и оптимальное влияние коллектива на личность. Положительно зарекомендовали себя: парная работа учащихся (сильный – слабый, взаимодействие на паритетных началах) метод диалогических соединений (каждый ученик изучает один из вопросов темы и потом рассказывает его другим – один учит всех, все обучают каждого);коллективно-распределенная деятельность (изучение отдельно рассматриваемого вопроса распределяется между группой учащихся); групповая форма организации учебной деятельности – для нее характерно образование, по крайней мере на некоторое время, ученических групп с постоянным составом; личностно-ролевая форма работы, связанная с выполнением учениками различных ролей, в частности, тех, где обычно является прерогативой учителя-лектора, докладчика, оценщика, консультанта, оппонента.
Таким образом, профессиональное сотрудничество является определяющим условием функционирования инклюзивного учебного заведения, которое требует соответствующую подготовку кадров; организацию сотрудничества «на местах» с упором на постоянное самосовершенствование и поддержку со стороны руководства учреждения; управления процессом становления учебного сотрудничества в коллективе сверстников.
РАЗДЕЛ II.Определяющие факторы и особенности профессионального сотрудничества в инклюзивном образовательном учреждении.
2.1. Профессиональное сотрудничество и индикаторы его развития.
2.2. Препятствия при организации профессионального сотрудничества и пути их преодоления.Определяющие факторы и особенности профессионального сотрудничества в инклюзивном учебном заведении.
2.1. Профессиональное сотрудничество и индикаторы его развития.
Измерения – один из важных путей познания окружающей среды, включая связи между событиями и закономерностями природы.Именно благодаря измерениям человечество открыло много законов природы, способствовало научно-техническому прогрессу. Однако не все явления легко подвергнуть измерению по причине отсутствия его четких единиц. Тогда происходит поиск определенных индикаторов (показателей), по которым можно определить степень сформированности определенного явления. Так, зарубежный опыт организации профессионального сотрудничества в инклюзивном заведении позволяет сосредоточить внимание на нескольких существенных индикаторах, тесно связанных с технологической культурой каждого из участников учебно-воспитательного процесса: возникновении потребности в профессиональном сотрудничестве; осознании понятия «командный подход»; переходе от профессиональной зрелости к обмену опытом, коллективному творчеству и рефлексии; достаточному уровню сформированности ценностно мировоззренческой сферы; реализации потребности в общении, как оптимальной форме профессионального сотрудничества; наличии условий поддержки деятельности профессионального сотрудничества. Такие индикаторы позволяют сделать вывод о надлежащей степени организации профессионального сотрудничества в учебном заведении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)