Функционирование участников
Взаимодействия осуществления запланированной деятельности в едином пространственно-временном измерении. Условия протекания.
Если остановиться на рассмотрении взаимодействия как процесса, то можно понять, что оно содержит физическое и духовное измерения: действующих индивидов, совместные действия, информационные связи, взаимовлияние, взаимоотношения, взаимопонимание. Другими словами, взаимодействие выступает организатором совместной деятельности, и направляет совместные действия на общий предмет, а это, в свою очередь, вызывает необходимость использования основных структурных составляющих деятельности (целей, мотивов идр.).
Несомненно, каждая из представленных теорий сделала весомый вклад в формирование современных взглядов на профессиональное сотрудничество, выполнив свою роль в процессе его становления и позволив рассматривать профессиональное сотрудничество как один из видов деятельности со всеми присущими ему атрибутами. Кроме того, они создали основу для дальнейшего развития различных аспектов сотрудничества в контексте определенных профессиональных областей, одно из центральных мест среди которых занимает образование.
Место и роль профессионального сотрудничества в школе.
Изменения в экономических структурах, нормах политической жизни, мировоззренческие переориентации существенно влияют на организацию учебного процесса в школе и требуют поиска и имплементации новых стратегий в системе образования, учитывая потребности общества. Вследствие этих преобразований современное развитие образования представляет собой сложный, неоднозначный и противоречивый процесс. В условиях меняющегося мира педагогу приходится решать важную задачу – предоставление своевременной помощи школьнику.
Основная характеристика этого процесса – выделение различных аспектов и формулирование новых задач, стоящих перед школой. Успешность их решения – залог создания технологий самообразования, запуска механизма саморазвития и самовоспитания на фоне свободной реализации природных особенностей каждого. Именно поэтому диалогичность, творчество, наличие пространства для принятия самостоятельных решений приобретают приоритетное значение при организации учебно-воспитетельного процесса. Место субъект-объектных отношений постепенно занимают субъект-субъектные, вместо влияния учителя на ученика – взаимодействие взрослого и ребенка, вместо подхода «с ценностями общества – к ребенку» – подход «с ребенком – к ценностям общества», что означает отказ от «суперпозиции»учителя и предоставление основополагающего статуса задачи развития, а не формирование первоначально заданных свойств. Это предъявляет новые требования к технологическому опыту специалистов, участвующих во внедрении личностно-ориентированных моделей образования, выдвигают ведущей проблему формирования надлежащих профессиональных качеств работников школы. Достижения общей цели учебно-воспитательного процесса в школе обеспечивается определенной системой правил и связанных с ними процедур, регламентирующих взаимодействие участников. Последняя происходит в соответствии со структурой, признаков, свойств и социально-психологической составляющей совместной деятельности, представленных в предыдущем разделе, и имеет свои психолого-педагогические особенности. Все чаще в педагогических кругах обсуждаются вопросы профессионального сотрудничества, которое в нашей стране обычно носят название педагогического взаимодействия и признано неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки во многих странах мира.На необходимость решения различных проблем, связанных с развитием идеи педагогического взаимодействия, указывают современные российские ученые, другие исследователи обращаются к особенностям учебного взаимодействия. Работы некоторых авторов рассматривают взаимодействие, илиинтеракции, в обучении, исходя из положений гуманистической и когнитивной психологии.
Современные исследования показывают, что современная школа уже не может обходиться без такого вида деятельности, как профессиональное педагогическое сотрудничество. Оно предусматривает взаимодействие педагога с коллегами, учениками, родителями и направлено на установление благоприятного психологического климата, психологическую оптимизацию деятельности, отношений; обеспечивает быстрое и более рациональное решение всех учебно-воспитательных вопросов, способствует формированию ценностных ориентаций при обмене мнениями. Таким образом, профессиональное педагогическое сотрудничество постепенно занимает центральное место в структуре организации профессиональной деятельности работников школы, играет важную роль в целостном педагогическом процессе, направленном на становление самоуправляемой личности.
Каждый из видов деятельности имеет свои особенности, по которым происходит проявление его уникальности или специфики. Если осознание структуры деятельности необходимо для наиболее рациональной ее организации, то анализ ее особенностей позволяет понять уместность деятельности, осуществления, определить содержание, определить благоприятные для нее условия и, наконец, создать адекватную методику формирования знаний, умений и навыков, необходимых для успешного ее выполнения.
Своеобразие организации и течения деятельности профессионального сотрудничества в учебных заведениях заключается в том, что она насквозь «обслуживает» педагогический процесс во всем многообразии его учебных и воспитательных проявлений, имеющих глубокое психологическое основание и определяется совокупностью когнитивных, личностных, психосоциальных составляющих.
Одно из динамических свойств совместной деятельности, представленных выше, – этоинтегрированность, состоящая в объединении индивидуальных деятельностей и отражает социально психологическую составляющую, суть которой заключается в формировании целостности общей деятельности, взаимосвязей и взаимозависимостей между ее участниками. А это, в свою очередь, выдвигает определенные требования к деятельности каждого из участников.
Анализ таких требований позволил современной науке обосновать понятие «технологическая культура», как инновационное образование, связанное с многообразием деятельности человека. Технологическая культура, как обобщающая характеристика личности работника, предполагает способность успешно осуществлять профессиональную деятельность, эффективно взаимодействуя с другими людьми. Таким образом, профессионал с достаточным уровнем технологической культуры технологически компетентным во всех компонентах:
ценностно-мотивационном,
когнитивно-процессуальном,
креативном,
рефлексивном.
Ценностно-мотивационный компонент содержит потребности, цели, мотивы к организации сотрудничества, а также выполняет ценностную и регулятивную функции. Формируются индивидуальные взгляды на овладение определенными знаниями, умениями, опытом и способностями осознавать и учитывать свои особенности в поведении, общении, потребность в производственной кооперации.
Когнитивно-процессуальный компонент компетентности реализуется через осознание сущности сотрудничества, технологических этаповэ ффективной организации различных его вариантов. Кроме того, схема социального взаимодействия предполагает объединение элементов «когнитивная оценка» и «эмоции», чтобы подчеркнуть, что они присущи человеку внутренним и процессам, следствием которых является поведение. Главное – осознание того, что определенное поведение в процессе взаимодействия - не просто реакция на ситуацию, а прежде всего – следствие собственной когнитивной оценки. Это означает, что существует возможность влияния на собственные реакции и поведение через коррекцию и самокоррекцию когнитивной оценки, что иногда требует осознания и специального обучения.
Креативный компонент компетентности связан с умениями и навыками специалиста анализировать собственный опыт, а также оригинально реализовывать содержание учебного материала через творческие задания (Новаторский уровень решения педагогических проблем) и др. В контексте рассмотрения вопросов сотрудничества креативный компонент имеет чрезвычайно важное значение. Ведь это – индикатор способности адаптивно реагировать на потребность новых подходов и продуктов, а также порождать необычные идеи, отклоняясь от традиционных схем мышления, быстро решать свои проблемы, ситуации.
Рефлексивный компонент компетентности заключается в овладении иметодов оценки собственной деятельности, своих возможностей и индивидуальных качеств. Этому компоненту принадлежит роль развития рефлексивности личности. Рефлексию понимают одновременно и как уникальное человеческое свойство, и как состояние осознания чего-то и как процесс репрезентации психики своего собственного содержания. Благодаря рефлективности появляется возможность держать в поле внимания весь комплекс представлений специалиста о самом себе и личности, и профессионала, делает вероятным его постоянное самосовершенствование.
Таким образом, качество деятельности бок о бок зависит от степени сформированности технологической культуры каждого из ее участников. Однако сотрудничество само по себе предполагает взаимодействие и отражает процессы воздействия объектов друг на друга, подчеркивая их взаимообусловленность, что иногда позволяет рассматривать его как отдельный стиль взаимоотношений.
Сравнительная характеристика профессионального сотрудничества с другими стилями взаимоотношений.
Значительный интерес представляет собой рассмотрение самого стиля взаимоотношений, вызван характером профессионального педагогического сотрудничества. В стиле общения находят выражения: а) особенности коммуникативных возможностей участников, б) сложившийся характер взаимоотношений, в) творческая индивидуальность каждого участника, г) особенности коллектива.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)