Возникновение и развитие деятельности профессионального сотрудничества
Как следует из вышеизложенного, – результат удовлетворения потребности во взаимодействии, которая предусматривает организацию людьми взаимосвязанных действий, направленных на реализацию совместной деятельности. Вот почему вопросы сотрудничества являются предметом исследований социальной психологии, направленных на изучение всех сторон «социального сожительства» людей. За время осуществления научных поисков ответов на широкий круг вопросов, связанных с разнообразием особенностей взаимодействия, различных форм ее течения, влияние на личность, возникли соответствующие теории, начали активно развиваться с начала прошлого века, хотя и имеют глубокие древние философские корни.
Описание индивидуального акта действия, а также компоненты взаимодействия (люди, связи между ними, взаимовлияние) было представлено в контексте теории социального действия. Ее основополагающиез адачи состояли в поиске доминирующих факторов мотивации действий. Представители теории придерживались мнения о том, что деятельность является результатом единичных действий(простейших актов), которые составляют целые системы действий. Ими было уделено внимание элементам действия. Так, они выделили деятеля (того, кто выполняет действие)того, на кого направлено действие; нормы, согласно которым осуществляется взаимодействие; ценности, которых придерживаются участники; ситуацию, в которой происходит действие.
В контексте модели диадического взаимодействия(взаимодействия двух людей) был сделан акцент на особенностях социального поведения участников взаимодействия и важности контроля. Исследователям удалось установить, что успешность взаимодействия зависит от наличия выгоды: взаимодействие с большей вероятностью будет продолжаться и позитивно оцениваться участниками, если они будут иметь выгоды от нее. При этом процесс получения выгоды осложняется тем, что участники могут влиять друг на друга, а значит, контролировать вознаграждения и потери.
Квинтэссенция концепции символического интеракционизма (взаимодействия спомощью символов) заключается в следующих положениях:
- личность формируется во взаимодействии с другими людьми; механизм этого процесса – контроль действий личности, имеет в своей основе представление окружающих о человеке. Согласно этой концепции общество – это совокупность отдельных людей, которые взаимодействуют в различных социальных ситуациях с помощью символов, что является главной характеристикой их взаимодействия. Роль последних выполняют жесты и речь, благодаря которым происходит коммуникация. Согласно рассматриваемой концепции люди в основном действуют на основе значений, которые они предоставляют предметам и событиям, а не просто реагируют на внешние стимулы. Значения, в свою очередь, развиваются и изменяются в ситуациях интеракции. Они являются следствием интерпретаций, появившихся в процессе взаимодействия.
Трансакционный (от лат. Transactio – взаимодействие) анализ содержит структурное описание взаимодействия, рассмотренного посредством динамики межличностных отношений. Согласно основным положениям этой теории, человеку обычно присущи различные «Я»-состояния, которые воплощаются в системе чувств, связанных с определенными поведенческими схемами: Родитель, Взрослый и Ребенок. Взаимодействуя с другими, человек находится в одном из трех состояний и имеет возможность переходить из одного в другое, однако люди отличаются разным уровнем готовности к осуществлению такого перехода. Зрелая личность, в контексте рассматриваемой теории, – полноценно функционирующий Взрослый, который действует в соответствии с ситуацией, адекватно понимая ее. Преобладание одного из двух других состояний вызывает неадекватное поведение, негативно влияет на мироощущение человека и тормозит взаимодействие.
Идея единства общения и деятельности – доминирующая в современной психологии стран постсоветского пространства.
Любое общение является предпосылкой совместной деятельности, при этом люди не просто общаются во время выполнения ими различных функций, но и устраивают общение в некоторой деятельности «по поводу» нее. Вывод.Общается всегда человек, деятельность которого неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Общность людей, выполняющих совместную деятельность, формируется на основе общения. Дальнейшее развитие указанной идеи вызвало необходимость рассмотрения взаимодействия как организации совместной деятельности людей, которая способствует раскрытию смысла их конкретных действий. Обмен не только знаниями, но и действиями, которые помогают организовать совместную деятельность, делают общение интерактивным. Таким образом, в случае потери связи общения и деятельности происходит отграничения этих процессов от широкого социального фона, который выступает в качестве их основания.
Дальнейшие рассуждения из указанных позиций привели исследователей к необходимости раскрытия связи взаимодействия и совместной деятельности. Было выяснено, что реализация совместной деятельности происходит по одной из трех моделей: совместно-индивидуальной (когда каждый участник осуществляет свою часть общего дела независимо от других), совместно-последовательной (когда общая задача последовательно выполняется каждым участником) и совместно-взаимосвязанной (когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными). При этом взаимодействие является своеобразным стержнем этой деятельности: именно оно предусматривает последовательное и взаимное изменение социально-психологических состояний, намерений и ценностей сотрудничающих. Вот почему следующие шаги на пути научных изысканий были осуществлены в направлении исследований психологических составляющих общей деятельности. Так, общая цель была определена важнейшей составляющей. К обязательным компонентам были отнесены общая мотивация (то, что побуждает людей достигать общей цели) и совместные действия, направленные на выполнение ближайших (текущих), а также удаленных (перспективных) задач совместной деятельности. Общий результат – завершающая составляющая такой деятельности, то есть общий объективный конечный продукт, который учитывает одновременно субъективный вклад каждого из участников. Согласно определенной структуре российские исследователи выделили основные признаки и динамические свойства совместной деятельности.
Признаки и динамические свойства совместной деятельности:
1. Наличие единых целей для участников взаимодействия.
Формирование цели. Необходимость достижения недоступных отдельному человеку или только частично достижимых целей. Деятельность – целесообразна тогда, когда заранее определяются осознаваемые цели, целеустремленность.
2. Совместная мотивация.
Мотивирование. Наличие побуждения работать вместе, предусматривающего формирование общей мотивации для достижения цели.Мотивированность.
3. Распределение деятельности на функциональносвязанные составляющие.
Распределение функций между участниками. Необходимость в распределении единого процесса достижения общей цели на определенные составляющие (отдельные функционально связанные совокупности действий, операций) и распределении их между участниками взаимодействия. Структурированность.
4.Объединение индивидуальных деятельностей.
Объединение. Формирование целостности общей деятельности, взаимосвязей ивзаимозависимостей между ее участниками. Интегрированность (объединение).
5.Согласованное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных деятельностей.
Согласование (координация).Координированное выполнение распределенных и объединенных индивидуальных деятельностей участников взаимодействия. Согласованность(скоординированность).
6.Наличие управления, как атрибутивной функции совместной деятельности.
Управление. Необходимость в управлении(самоуправлении) обусловлено потребностью, внутренне присущей совместной деятельности. Организованность(управляемость)
7.Единый конечный результат оценивания групповых результатов.
Учет наличия единого конечного результата, общего для участников совместной деятельности.Производительность(результативность).
8. Наличие единого пространства и одновременность выполнения индивидуальной деятельности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)