Дифференциация: важные навыки.
Мало кто из учителей спонтанно сможет выстроить учебный процесс на уроке, пользуясь дифференцированными подходами, в соответствии с современными педагогическими реалиями, удовлетворяя разнообразие индивидуальных особенностей в коллективе. Такое умение приходит с опытом, подобно любому другому виду искусства или ремесла. Можно начать с составления списка ключевых навыков, которые учитель должен постепенно развить путем целенаправленной практики дифференцированных подходов и рефлексивного анализа своих успехов и неудач. Педагоги, хорошо овладевшие этими подходами и уверенно применяющие их на практике, обязательно учатся:
• организовывать курикулум и перегруппировывать его вокруг ключевой информации, понятий и навыков;
• «видеть» и «анализировать» отдельных учащихся, а также всю группу в целом;
• изучать учащихся, стремясь понять их и найти их индивидуальные особенности;
• не судить по первому впечатлению, замечать не только действия, но и их причины, намерения, что за ними стоят, а также отказываться от стереотипов;
• давать ученикам право голоса;
• продумывать распределение времени и гибко его использовать;
• обеспечивать широкий выбор материалов и доставать их из всевозможных источников;
• планировать различные способы достижения общей цели;
• определять ученические потребности и организовывать/обеспечивать учебный опыт с учетом таких потребностей;
• заранее предвидеть возможные проблемы при выполнении определенной деятельности или задачи и структурировать работу учащихся таким образом, чтобы предотвратить их возникновение;
• делегировать ученикам определенную долю ответственности за процесс обучения и преподавания, предварительно убедившись в том, что они к этому готовы;
• варьировать виды и условия деятельности учащихся, пытаясь больше узнать о них и помочь им увидеть себя в новом свете;
• отслеживать и фиксировать начальный уровень подготовленности учащихся и их прогресс в контексте индивидуальных и групповых целей;
• организовывать пространство и материалы;
• давать указания;
• в процессе обучения создавать для учащихся ситуацию успеха;
• формировать в классе ощущение сообщества.
Приведенные ниже три метафоры ярко иллюстрируютроль учителя в процессе дифференцированного обучения. Учитель как дирижер оркестра. Эта метафора описывает образ лидера. Он знает все нюансы музыкального произведения, может его элегантно интерпретировать, способен собрать вместе группу людей для достижения общей цели, хотя они мало знакомы между собой и играют на разных инструментах. На репетициях он создает возможности для индивидуальной практики, совершенствования игры отдельной группой инструментов, а также для совместной работы всего коллектива. Каждый отдельный музыкант оттачивает свое мастерство для совершенного звучания музыки в исполнении целого оркестра. В конце концов, каждый участник вносит свой вклад в качественную игру и заслуживает аплодисменты (или насмешки) слушателей. Дирижер оркестра помогает исполнять музыку,однако, сам не играет.Учитель как тренер.Хороший тренер всегда ставит четкие цели перед своей командой и каждым ее игроком. На тренировках вся команда упражняется вместе, а отдельные участники могут исправлять собственные недостатки, шлифовать сильные стороны своей игры. Кроме того, обычно тренеру нужно быть хорошим психологом, чтобы понять, что мотивирует каждого члена команды и как заставить его выкладываться на полную, порой даже несмотря на боль, улучшать собственный уровень мастерства. Также, тренеру предстоит формировать командный дух, который будет преобладать любые личные недоразумения. И во время тренировки, и во время игры он чрезвычайно активен: движется по линии поля, мотивирует, дает указания, отзывает в сторону нескольких игроков в ключевой момент для корректировки схемы игры. Однако, сам тренер не играет.Учитель как джазовый музыкант.Отличное владение инструментом в сочетании с импровизацией позволяют джазовому музыканту выполнять музыкальное произведение по нотам и подавать его в своей оригинальной интерпретации. Он хорошо знает общую картину, но может дополнять ее новыми нюансами, варьировать темп и отходить на задний план, уступая место другому солисту. Произведение становится длиннее или короче, приобретает печальное или игривое звучание, в зависимости от настроения группы. Именно артистизм исполнителя, доскональное знание произведения, уверенность в собственной игре и в своих коллегах на сцене, дает ему возможность забыть о партитуре ради музыки, коллектива и аудитории. Удачный дифференцированный урок –это джаз!
Выбор методов обучения: в поле зрения –индивидуальность ученика.
Ученики имеют разную подготовленность, интересы и особенности обучения. Готовность –это исходная точка, с которой ученик начинает понимать определенную тему применять определенный навык. Ученики с меньшей готовностью могут потребовать:
• посторонней помощи в определении и заполнениипробелов в обучении, чтобы иметь возможность двигатьсявперед;
• больших возможностей для непосредственного изучения илипрактики;
• деятельности или результатов, которые являются более структурированными илиболее конкретными, с меньшим количеством шагов, ближек собственному опыту, с меньшим применением навыковчтения;
• медленного темпа обучения.
С другой стороны, настойчивые ученики могут потребовать:
• освобождение от проверки понимания и практики навыков, усвоенных ранее;
• деятельности, которая является достаточно сложной, не ограниченной во времени,абстрагированной и разносторонней, с использованием сложных материалов для чтения;
• быстрого или, возможно, более медленного темпа работы, чтобы более основательно и детально изучить тему.
Интересы могут быть связаны с любопытством или страстным отношением ребенка к определенной теме или навыкам, проведением параллелей/аналогий в различных отраслях. Один ученик может заинтересоваться дробями, поскольку он занимается музыкой, и его учитель по математике демонстрирует, каким образом дроби соотносятся с продолжительностью нот в музыке (половина, шестнадцатая и т.д.). Другому ребенку может понравиться изучать тему о французской революции, поскольку он получил задание написать сочинение об изменении модных тенденций в те времена (а мода –это его страсть).
Особенности обучения –это то, собственно, как мы учимся.Они могут быть обусловлены интеллектуальными возможностями, полом, культурой или стилем обучения. Некоторые ученики могут потребовать обсуждения идей с одноклассниками, чтобы хорошо усвоить их. Другие лучше работают индивидуально и в письменной форме. Некоторые ученики легко учатся по принципу «отчасти к целому ». Другим для того, чтобы определенные фрагменты стали понятными, необходимо иметь перед глазами полную картину. Некоторые ученики предпочитают логический или аналитический подход к обучению. Другим нравятся творческие,креативные уроки.Учителя могут адаптировать один или несколько элементов учебного плана (содержание, процесс, конечный результат) на основе одной или нескольких характеристик ученика (готовность,интерес, особенности обучения) в любой момент урока или цикла. Однако, нужно всеми способами дифференцировать все составляющие. Изменять элемент учебного плана необходимо только в случае, если:
(1) вы видите потребность ученика;
(2) вы убеждены в том, что изменения увеличат вероятность понимания учеником важных идей и применению важных навыков.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)