Организация работы учащихся
Роль учителя в организации учебного процесса.
Учителя, для которых дифференцированное преподавание стало привычным элементом повседневной профессиональной деятельности, вероятно согласятся с тем, что их роль на уроке значительно отличается от роли педагога, склонного к более традиционным методикам. Практика дифференцированного преподавания побуждает учителей постепенно менять приоритеты в своей работе. Они перестают считать себя«хранителями знаний», которые в привычном порядке передают их другим, и, в свою очередь, видят свое предназначение в том, чтобы организовывать возможности для обучения. Не забывая о важности учебного материала/содержания, эти учителя несосредоточиваются на «заучивании ответов на все вопросы»,а, прежде всего, внимательно изучают своих учеников. затем они создают различные условия для обучения, которые, с одной стороны, пробуждают интерес детей, а с другой - ведут к осознанию и усвоению темы. Таким образом, приоритетной задачей учителя становится построение урока, на котором все ученики класса могут эффективно работать и открывать для себя новое. Учителя, которые практикуют дифференцированное преподавание,выступают в роли коуча или наставника. Они передают ученикам определенную долю ответственности за собственное обучение, которое дети способны принять, и постепенно помогают ее расширять. С опытом, такие педагоги совершенствуют свою способность:
(1) оценивать уровень подготовленности учащихся с помощью различных средств;
(2) замечать и интерпретировать индивидуальные особенностии, пользуясь этим наблюдением, определять их интересы и предпочтения в обучении;
(3) создавать различные условия для получения учащимися новой информации и идей;
(4) организовывать различные виды деятельности, которые позволяют исследовать эти идеи и переводить их в плоскость собственных понятий;
(5) обеспечивать учащимся различные способы выражения и расширения их понимания.
В учебном процессе «полный охват содержания программы» отходит на второй план, и первоочередное значение приобретает другая цель –осмысление важных идей. Большинство из нас во время педагогической подготовки не знакомили с таким взглядом на преподавание, и мы продолжаем учиться сейчас. Наверное, нам не удастся внезапно трансформировать собственное представление о себе в своей профессии,но мы можем меняться со временем и с приобретением опыта. Лучшая практика – учет индивидуальных особенностей учащихся. Дифференцированный подход помогает учителю понять, что урок –это место и время, в которых педагоги каждый разпытаются воплощать передовые представления об обучении и преподавании. Мы должны помнить, что к категории«передовые/лучшие» можно отнести только те практики, которые «работают» на благо каждого отдельного ученика. Например, большинство учителей знает, что урок, который пробуждает интерес у учащихся, имеет много преимуществ. Дифференцированное преподавание подтверждает этот принцип. В то же время, следует помнить то, что мотивирует одного ученика, может завести в тупик, надоедать или раздражать других. В дифференцированном подходе предполагается, что учитель постоянно должен давать каждому то, чего от него ожидают.Но педагог должен постоянно создавать для учащихся достаточно широкий диапазон путей обучения, чтобы подавляющее их количество в общем осваивало новые знания и навыки оптимальными для себя способами.
Ниже, освещены несколько принципов лучшего опыта с соответствующими выводами, которые еще раз указывают на то, что в основе мастерства учителя всегда лежит дифференцированный подход. Проведенные параллели между лучшей практикой преподавания и дифференцированным преподаванием позволяют составить широкое представление о роли педагога, практикующего этот подход.
Мы должны учитывать индивидуальные особенности учеников, поскольку:
1. То, что они изучают, является для них личнозначимым. Учитывая различные условия жизни, воспитания иинтересы учеников, нельзя гарантировать, что один и тот же материал будет лично значимым для каждого.
2. То, что они изучают,создает для них ситуацию вызова, и они принимают этот вызов.Ученикам в классе требуется разное время для усвоения новых знаний и навыков, поэтому темп обучения, текст или задачи, мотивирующие одних, может показаться слишком сложным, или,наоборот, скучным для других.
3. То, что они изучают,соответствует их уровню развития.В любой период времени одни ученики мыслят на более конкретном уровне, а другие –на более абстрактном; одни мыслят более самостоятельно, адругие обнаруживают большую степень зависимости.
4. Они могут учиться своим собственным способом, выбирать из определенного количества вариантов те, которые им лучше всего подходят, и регулировать собственный процесс обучения. Можно с уверенностью предположить, что не все ученики захотят учиться одинаковым способом, выбирать одни и те же варианты,также, не все будут чувствовать,регулировать собственную учебную деятельность, если заданы одни и те же параметры.
5. Они конструируют новые знания на основе предыдущих. Не все ученики владеют одинаковым набором знаний и навыков на том жеуровне компетентности, поэтому, соответственно, конструировать новые знания они будут по-разному.
6. Они имеют возможности для социального взаимодействия. Различные ученики нуждаются в разном уровне сотрудничества в процессе учебной деятельности; также не со всеми ровесниками тот или иной ученик будет работать одинаково эффективно.
7. Они получают обратную связь.Обратная связь,полезная для одного ученика,не всегда подходит для другого.
8. Они усваивают и применяют новые стратегии. Каждому ученику необходимо приобретать новые для себя стратегии и применять их тем же способом, который является полезным лично для него.
9. Они чувствуют вокруг себя положительную социальную атмосферу. На уроке, где психологическая атмосфера довольно положительная для одних учеников, другие могут чувствовать себя заметно некомфортно.
10. Среда, ориентированная на достижение цели.Ученики нуждаются в различных подсказках и опорах для достижения общих и личных целей в учебном процессе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)