Эмоциональное преподавание
У дифференцированного обученияи методов обучения на основе УМО есть еще одна точка соприкосновения: обязательное привлечение учащихся к выполнению учебных задач. Поддержка эмоционального обучения за счет гибкого преподавания является третьим принципом УМО и заданием, в выполнении которого дифференцированное преподавание чрезвычайно эффективно. В теории дифференцированного обучения подчеркивается важность эффективного управления классом иэффективной организацией учебного процесса. Привлечение является важнейшим компонентом эффективного управления классом, организации учебного процесса и обучения. Поэтому учителям следует предоставлять ученикам возможность выбирать учебный инструментарий, изменять сложность материала,обеспечивать им различные уровни поддержки, чтобы привлекать и поддерживать внимание школьников на протяжении учебного процесса.Такая практика имеет очень много общего с методами преподавания на основе УМО для обеспечения эмоционального обучения: предлагать содержание и инструменты на выбор,изменяемые уровни сложности, обеспечивать возможность выбора учебного контекста. То есть в процессе дифференцированного преподавания обеспечиваются разные уровни ступенчатой поддержки, у учащихся есть доступ к различным учебным контекстам, а также возможность выбора своей учебной среды.
Дифференцированное преподавание получило значительное признание, несмотря на то, что оно все еще развивается в теоретическом и практическом аспектах. В сочетании с практикой и принципами УМО, дифференциальное преподавание способно вооружить учителей теорией и практикой решения образовательных задач различной сложности для широкого круга учащихся в современных учебных заведениях. Несмотря на то, что педагогам приходится постоянно решать сложные вопросы,связанные с особенностями учеников, ресурсами, непрерывно меняются, и реформами, которые постоянно внедряются,практика должна развиваться на основе результатов актуальных исследований. Вместе с ними расширяются потенциальные выгоды от использования дифференцированного обучения и УМО в образовательной практике. Размышляя о дифференцированном преподавании,целесообразно проанализировать ответы на три вопроса:Что дифференцирует учитель?Каким образом он дифференцирует?Почему он дифференцирует?
«Дифференциация: Что?» касается элементов обучения, которые учитель меняет в соответствии с потребностями учащихся.Речь идет об изменениях учителем:
- содержания (что и с помощью каких материалов учить ученика),
- процесса (деятельность, при которой ученики понимают ключевые идеи, используя важные навыки),
- конечного результата/продукта (как ученики демонстрируют то, что они поняли и научились делать в результате обучения),
- учебной атмосферы (условия в классе, которые определяют характер и ожидания от обучения).
Один или более из этих элементов могут быть изменены для любых целей.
«Дифференциация: Как?» касается особенностей ученика, в ответ на которые применяется дифференцированное преподавание. Речь идет о том, как учитель разнообразит задачи, в зависимости от:
- готовности ученика,
- его интересов,
- особенностей обучения.
Опять же, любая учебная практика может быть изменена, чтобы удовлетворять одну, несколько или все эти особенности. «Дифференциация почему?» касается причин,побуждающих учителя менять учебные подходы. Учителя считают, что изменения необходимы по нескольким причинам. К трем основным из них можно отнести:
- доступность обучения,
- мотивации к обучению,
- успешность обучения.
Одна или все три причины применения дифференциального преподавания могут быть связаны с готовностью, интересами учащихся и особенностями их обучения.
Ключевые принципы применения дифференциального подхода.
1. Учитель четко осознает, что имеет значение в предмете, который он преподает.
2. Учитель осознает различия учащихся, ценит их и выстраивает на них учебный процесс.
3. Оценивание и обучение нельзя разделять, они взаимосвязаны и взаимозависимы.
4. Учитель меняет содержание, процесс и конечный результат/продукт в соответствии с подготовленностью учащихся, их интересами и учебными особенностями.
5. Все ученики участвуют в учебном процессе и в процессе работы испытывают уважение.
6. Учащиеся и учителя сотрудничают во время учебы.
7. Цель урока с применением дифференциального подхода – максимальный рост и индивидуальный успех.
8. Гибкость –признак урока с применением дифференциального подхода.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)