Практика одного учителя.
Оценивание для планирования.
Екатерина, опытная учительница младших классов, размышляла об успешности обучения чтению своих учеников сразу после окончания четверти. Она сосредоточила процесс обучения на поиске смысловой информации в текстах, и поэтому ее ученики были углублены в чтение разнообразной литературы, которая подбиралась для развития умственных способностей учащихся перед, во время и после чтения и слушания. Анализируя первые результаты, полученные при оценке, учительница заметила, что ученики отличаются своими способами обучения и имеют разные учебные достижения. Например, одни ученики замечали различные авторские техники написания текста, другим нужно было больше концентрации в процессе чтения чтобы достичь понимания текста и определить технику письма, а другим нравились тексты вроде сказок. Учитывая это и ставя целью сосредоточиться на процессе развития навыков письменного выражения мнений учеников, Екатерина решила применить дифференцированное преподавание через оценивание для обучения, чтобы удовлетворить потребности всех учеников своего класса, и в частности учеников, которые имели проблемы с письменными работами. Почему я провожу оценивание? Потому что хочу определить пути дифференцированного обучения для помощи каждому ученику прогрессировать в письменных работах и связать это с чтением. Екатерина заинтересовалась, как ее ученики высказывали свои мысли в письменной форме и как они устанавливали связи между идеями признанных авторов и своими письменными идеями. Оценив процессы мышления и написание учеников, она установила, какие специфические стратегии преподавания будут наилучшим образом способствовать обучению каждого ученика. Что я оцениваю? Я оцениваю способность моих учеников выражать свои мысли письменно и давать оценку своему тексту. Для сосредоточения своего преподавания и оценивания обучения, Екатерина запланировала следующие учебные результаты. Ученики будут уметь:
• создавать собственные оригинальные тексты (чтобы передавать и демонстрировать понимание);
• генерировать идеи (определять тему устных, письменных и визуальных текстов с применением различных стратегий);
• оценивать свою работу (разными способами делиться со сверстниками своими историями, оказывать поддержку и обратную связь одноклассникам с использованием заранее установленных критериев, обсуждая свои работы);
• ценить разнообразие (сравнивать мысли людей в устных, письменных и других текстах с личным опытом).
Какой метод оценивания я должна применять? Я буду использовать длительное целенаправленное наблюдение в процессе обучения и в процессе работы, когда ученики делятся своими мыслями, демонстрируя письменно свои умения и ход мыслей. Обозначив цель – научить учеников образовывать связи между чтением и письмом, – Екатерина сосредоточилась на изучении жанра сказок и процессе написания произведений. При помощи наблюдения и опроса она собрала информацию об обучении учащихся. Целью опроса и наблюдения стали указанные в программе обучения результаты. Екатерина использовала формат практических занятий по письму, чтобы иметь возможность сбалансировать обучениея всего класса, групп и отдельных учеников, организовать работу, предоставив им возможность работать в группах, парах и индивидуально. Во время работы со всем классом она проводила чтениея вслух и применяла метод «мозгового штурма», чтобы продемонстрировать стратегии, которые использовали авторы при написании сказок, моделировала процесс написания и предлагала ученикам поделиться результатами своихписьменных работ и осуществить самооценку. Во время такой работы со всем классом Екатерина создала динамические гибкие группки, в которых ученики могли работать в разном темпе, учась самостоятельности. Учительница выяснила, каким ученикам нужны наставления во время обучения письму, к какой группе каких учеников лучше привлечь, и какие ученики с какой скоростью овладеют письмом и научатся письменно выражать свои мысли. Были созданы такие группы обучения: драматическая группа с куклами-марионетками и группа визуального искусства. В этих объединениях проходили обсуждения, во время которых писатели-новички обменивались своими идеями, а более опытные «Писатели» могли отработать свои умения, используя воображение, описания и диалоги. Как обеспечить качество этого оценивания? Я могу сосредоточить свое наблюдение на уже установленных результатах и условиях. Я могу долго наблюдать за своими учениками в различных ситуациях и при выполнении задач, помогать подбирать материалы для портфолио. Я веду подробные, полезные и разнообразные записи, которые продемонстрируют каждому ученику, родителям и другим педагогам, специалистам в процессе обучения ученика. Екатерина знала, что для получения необходимого результата обучения учащихся, ей нужно установить четкие критерии качественной работы. Поэтому после окончания каждого практического занятия она работала со всем классом над формулировкой, просмотром и новым определением ряда критериев. Когда ученики становились более опытными в написании рассказов и сказок, их рассуждения о критериях и просмотр написанного становились целенаправленными. Отвечая на вопрос, какой должна быть качественная сказка, они решили, что она должна содержать три элемента: 1) в ней должны быть желание, магические объекты или чары; 2) должна быть проблема, которую следует решить; 3) она должна быть связана с жизнью. Как я могу использовать информацию, полученную в результате этой оценки?
Я могу предоставить описательный отчет ученикам и родителям о достижениях ученика в письме. Я могу давать ученикам установки для постепенного установления новых, более осложненных целей. Я определю практики дифференцированного преподавания, которые применю. В результате наблюдений, обсуждений с учениками, анализа продуктов учебной деятельности учащихся у Екатерины появилась возможность определить зоны особых потребностей учащихся, на которых она потом сосредоточилась во время обучения всего класса, групп, пар учеников и отдельных школьников, чтобы обеспечить достижения положительного результата всеми учениками. Учительница заметила, что писатели-новички были успешными, когда создавали свои сказки с помощью визуальных представлений и драматических постановок. Екатерина отметила успехи этих учеников в искусстве и театрализованых драмах, чтобы укрепить их уверенность и постепенно развивать навыки письма, когда она смоделировала сказку и посоветовала им описать ее группой. Вторая группа учеников часто применяла в своей сказке описания. Учительница использовала это и провела мини-урок, на котором ученики учились использовать литературные средства для создания портретов-описаний. Третья группа работала над использованием диалога в сказках, учительница также провела мини-урок о знаках препинания в прямой речи. После окончания темы Екатерина и ее воспитанники высказали свои мнения о критериях качественной работы и оценили свои работы, добавили их в портфолио. Дети отметили, что благодаря настойчивой работе они могут теперь ставить перед собой более сложные цели. Учительница и ученики использовали собранную ею информацию для того, чтобы поделиться ею с родителями и спланировать дальнейшее обучение.
Оценивание для дальнейшего обучения: взвешенные шаги.
Поскольку результаты оценивания должны в значительной степени влиять на учеников, учителя несут ответственность за точную и непредвзятую интерпретацию результатов их обучения на основе подтверждений, полученных при исполнении различных задач и наблюдений. Эффективное оценивание требует:
• логического объяснения проведения определенного типа оценивания в определенный момент времени;
• четких описаний спланированного обучения;
• планирования процессов, которые позволяют ученикам продемонстрировать свои знания и умения;
• ряд различных способов оценивания одних и тех же результатов;
• общедоступные и содержательные контрольные точки для оценивания тех же результатов;
• прозрачные подходы к интерпретации;
• описания процесса оценивания.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)