Как внедрять дифференцированное преподавание в ежедневную практику
Изменение традиционного подхода к организации учебного процесса на уроке потребует немалых усилий. Перед учителем постоянно встает вопрос - как в существующей классно-урочной системе предоставить учащимся широкие возможности для обучения и развития. Предложенная ниже технология с ее тремя составляющими (определение целей, мониторинг их достижения и система оценивания) будет способствовать постепенному гибкому переходу от применения традиционных методов преподавания к практике преподавания, ориентированного на потребности учащихся.
С помощью набора индикаторов учителя смогут:
- применять традиционные методики интенсивного обучения в сочетании с постоянным взаимодействием учителя и учащихся;
- во время каждого урока предоставить ученикам возможность как можно чаще правильно отвечать на вопросы, используя для этого изучение материала на различных уровнях и на основе доступных методик;
- четко структурировать каждое занятие и широко использовать графические организаторы информации;
- отслеживать уровень академической успеваемости, опираясь на результаты контрольных работ, наблюдений, текущего анализа достижений учащихся;
- работать над созданием положительной атмосферы в классе.
Эта технология включает набор индикаторов качества для определения эффективности дифференцированного обучения, и описывает этапы, которые должен пройти учитель для ее освоения. Вместе, индикаторы и этапы помогут учителю определить собственный путь к наработке дифференцированных методик и усовершенствовать их применение на практике. Предложенный набор индикаторов является ориентиром для перехода от традиционной (то есть недифференцированной) практики к дифференцированному преподаванию. Для создания технологии и сопроводительного набора индикаторов были определены ряд базовых показателей эффективного обучения учащихся с особыми потребностями в обучении. Каждый из предусмотренных этой технологии подходов оказывается полезным для всех групп учеников: одаренных, которые демонстрируют высокие достижения в обучении, «средних» учеников, чьи показатели успешности соответствуют их возрастной группе, и детей, имеющих трудности в обучении.
Выделяют пять индикаторов качества, отражающих главные факторы дифференцированного преподавания: учитель, содержание, ученик, преподавание, оценка. И пять этапов освоения: рефлексия - желание действовать и необходимые навыки; оценка учебного плана; анализ индивидуальных особенностей учащихся; планирование уроков на основе научно обоснованных методов; совершенствования практики на основе фактической информации.
Учитель.
Итак, первый индикатор качества касается работы учителя, то есть лица, которому отводится центральная роль в процессе дифференцированного обучения. Собственно, во многом дифференцированный подход основывается на тех же ценностях, лежащих в основе всей педагогической деятельности. В то же время, некоторые из них настолько важны, что на них стоит остановиться отдельно. Это - понимание характера учебной деятельности учащихся и особенностей их поведения, стремление обеспечивать ход учебного процесса на высоком качественном уровне, а также желание и готовность к непрерывному профессиональному росту и развитию. Кроме того, обучая детей, учитель не должен ограничиваться знанием их трудностей и слабых сторон, а, прежде всего, должен осознавать их сильные стороны и компетентности и опираться именно на них.
Первый этап - Рефлексия: желание действовать и необходимые навыки. На этом этапе учителю следует задуматься над такими ключевыми вопросами: «Как я оцениваю себя и свою работу? В каком направлении двигаться дальше?». Важно тщательно оценить собственные знания и уровень мастерства. Также, следует поразмышлять над тем, что нужно для того, чтобы изменить существующую методику проведения уроков. Учитель должен оценить имеющийся объем своих знаний, глубину владения учебным предметом и обдумать свой стиль преподавания. Каким методам обычно отдаете предпочтение или чаще применяете в классе? В конце концов, рекомендуется установить взвешенные цели по внедрению этого подхода на своих уроках и реалистичные сроки их достижения.
Содержание.
Содержание - программа обучения. Вообще, вся практика дифференцированного обучения направлена на то, чтобы предоставить возможность как можно большему количеству учеников усвоить насыщенную учебную программу. Таким образом, в контексте этого подхода наполнение урока зависит от двух факторов: с одной стороны, оно определяется государственными требованиями, а с другой - интересами и способностями самих учащихся.
Второй этап - Оценка программы обучения. Что представляет собой содержание обучения? Почему оно должно быть интересно ученикам? Вот ключевые вопросы, на которые следует обратить внимание на этом этапе. Предполагается, что учитель может адаптировать содержательное наполнение самостоятельно, руководствуясь государственными требованиями. Кроме того, в этом процессе он также должен учитывать интересы, способности и учебные потребности детей в своем классе.
Следует определить и выделить важнейшие составляющие содержания, общие идеи, понятия, которые должны усвоить ученики. Также, рекомендуется подробно ознакомиться с методическими рекомендациями по преподаванию предмета для предыдущего и последующего года обучения, чтобы определить базовое содержание и главные идеи и «вынести за скобки» второстепенную и несущественную информацию. При планировании учебного процесса необходимо предоставить детям достаточно времени для осмысления базовых идей и положений в пределах определенной дисциплины и для формирования соответствующих умений и навыков. Также необходимо знать текущий уровень владения знаниями и навыками. По завершении необходимо обобщить всю полученную информацию и, исходя из нее, выбрать оптимальные методы и формы работы. Это довольно сложная задача, и поэтому можно воспользоваться специальной методикой Шумм и др. (Schumm et al., 1994), которая называется «пирамида планирования». Пирамида состоит из трех частей: ее основу составляют знания, умения и навыки, которые должны усвоить все ученики; в средней части содержится то, что должны усвоить большинство детей; а вершина пирамиды охватывает учебный материал, который усвоят только некоторые дети. Итак, все ученики изучают одно и тот же содержание, однако требования к их учебным достижениям выдвигаются разные.
Ученик.
Дифференцированное преподаваниеориентировано на ученика, а учебный материал занимает второе место. В некоторых случаях этот принцип побуждает учителя менять свою практику проведения уроков, отказаться от сосредоточения на содержании и, вместо этого, строить учебный процесс вокруг конкретного ученика, внедряя личностно-ориентированный подход вместо шаблонных и однотипных методов.
Третий этап - Анализ индивидуальных особенностей учеников. Дифференциация обучения осуществляется ради детей, поэтому, используя этот индикатор для выяснения текущей ситуации, нужно ответить на следующие вопросы: «С какими учениками я работаю? Кому обычно уделяется меньше внимания?». Этот этап отличается от предыдущего, поскольку нас интересует конкретная информация о каждом ребенке. Изучая детей, учитель не должен ограничиваться тем, что они уже знают об определенных понятиях новой темы. Вместо этого в процессе анализа группы или отдельных учащихся необходимо определить уровень их подготовленности, интересы, стиль обучения, сильные стороны и потребности. Подумать о возможных глубинных причинах низкой успеваемости ребенка. Не стоит поддаваться соблазну простых решений, когда методы обучения подбираются в соответствии с предпочтениями детей, поскольку результаты исследований не подтверждают эффективности такой практики.
Далее, необходимо определить различные критерии для объединения детей в группы: например, создание групп в учебных целях, то есть в зависимости от уровня успеваемости учащихся, сложности учебного материала или задачи, или организационной, то есть, с учетом динамики межличностных отношений в детском коллективе, например, насколько хорошо определенные ученики находят общий язык и взаимодействуют, работая над решением задачи.
Формирование групп в учебных целях позволяет активизировать познавательную деятельность детей и заинтересовать их материалом урока. Также полезно поразмышлять над тем, какие виды вопросов вы будете задавать определенным учащимся; каким детям следует предоставить больше возможностей ответить и на каком когнитивном уровне; каким ученикам нужно больше практики и какие дети уже владеют достаточным объемом знаний. В отличие от описанного подхода, организационный фактор при объединении детей в группы используется преимущественно для того, чтобы определенным образом повлиять на поведение детей, обратиться к их эмоциональной сфере или, опять же, заинтересовать их учебным материалом. Кроме того, можно условно объединить в пару отличника и ученика, который несколько отстает от него. Таким образом, задавая вопрос более успешному однокласснику, вы сразу же адресуете его и более слабому ученику.
И напоследок, рекомендуется выяснить величину разрыва в уровнях успешности и распределение ученических достижений. Под «разрывом» подразумевается расстояние между наиболее успешными учениками и теми, кто испытывает трудности в обучении. Такая информация поможет учителю формировать группы и подбирать оптимальные методы для работы с детьми на уроке.
Преподавание.
Этот индикатор касается набора методов и приемов, которые учитель использует в своей практической деятельности. Большинство педагогов всегда находятся в поиске новых методических идей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)