Этап планирования дифференциального преподавания и роль учителя в его применении
Роль учителя в применении дифференцированного преподавания.
Дифференцированное преподавание это фундаментально другой способ обучать детей с различными учебными потребностями. Общеизвестно, что ученики обучаются разными способами, но базовое содержание, умения и навыки, определенные стандартами и программами, остаются неизменными. Дифференцированное преподавание позволяет каждому из учеников добраться до того самого «пункта назначения» (освоить знания, умения и навыки) своим собственным путем. Для того, чтобы обеспечить равные возможности и высокие стандарты образования следует прибегнуть к организации гибкого учебного процесса, соответствующего потребностям всех учеников. На уроках, проводимых с применением дифференциального обучения:
- учителя начинают с того уровня, на котором находятся ученики, а не «традиционно» следуют учебному плану. Они отстаивают точку зрения, что индивидуальные учебные возможности учащихся очень важны, и строят на этом весь процесс обучения.
- учителя ищут разные пути для того, чтобы каждый ученик как можно быстрее получил как можно более глубокие знания,при этом они не считают, что «дорожная карта», которая подходит одному ученику, подойдет другому. Такие учителя считают, что ученики должны учиться в соответствии с собственным стилем, достигая высоких академических стандартов.
- учителя гибко относятся ко времени, применяют различные учебные стратегии и становятся для своих учеников коллегами, чтобы убедиться в том, что и тема, которая изучается, и учебная атмосфера приспособлены к потребностям ученика. Они не заставляют учеников подстраиваться под стандартный шаблон. Они не проводят традиционное обучение, они признают, что ученики - это личности.
- учителя сначала должны четко и обоснованно понять, что собой представляет учебный план и подход, основанный на привлечении к учебному процессу. Затем они должны ответить на вопрос: что необходимо сделать для того, чтобы изменить методику таким образом, чтобы каждый ученик ушел со знаниями и навыками, необходимыми для следующего этапа обучения.
Никто не может изучить весь учебник, не говоря уже о предмете в полном объеме. Поэтому важно, чтобы учителя четко определяли те важные вещи, которые ученики должны помнить, понимать и уметь делать в определенной сфере. На уроках, проводимых с применением дифференциального обучения:
- учитель тщательно строит урок, выделяя в содержании важные концепции, принципы, понятия и навыки. А следовательно, обеспечивает, чтобы ученик вышел из урока, уверенно владея этими понятиями и навыками, но, чтобы при этом не чувствовал, что он усвоил весь существующий объем знаний.
- учитель должен осознавать, что все люди имеют одинаковые основные потребности (в питании, жилье, безопасности, в ощущении принадлежности, достижении и т.д.). Учитель также должен знать, что люди получают все это по-разному, в разное время и разными способами. Учитель должен понимать, что, уделяя внимание различиям, он сможет помочь ученикам лучше удовлетворить их потребности. Наш опыт, культура, пол, генетический код и нервная система и т.п. влияют на то, чему и как мы обучаемся.
- учитель безусловно принимает учеников такими, как они есть, и ожидает, что они будут такими, какими они могут быть. Все ученики принимают участие в работе, которая должна основываться на уважении к ним.
На уроках целью всех учащихся является усвоение важной информации и получение важных навыков. Однако, определенные ученики нуждаются в повторении для того, чтобы усвоить материал, а другие овладевают им очень легко. На уроке, проводимом с применением дифференциального подхода, учитель должен осознать, что он не уважает учеников, если игнорирует проблемы, возникающие у них при изучении новой темы. Он постоянно должен держать в поле зрения, что отдельным учащимся необходимо изучить материал тщательно, и пытаться предложить такие варианты обучения, которые хорошо подходят каждому ученику. Он должен демонстрировать уважение к ученикам, уважая их различия. «На самом деле хороший учитель - это тот, кто знает, что ученик может учить, а учитель - учиться; интегрируется в учебную среду, в прямом смысле занимает место среди парт (а не перед ними); доказывает, что ему нравится проводить ассоциации между мозгом и губкой, способной поглощать; считает, что то, что кто-то думает, важнее, чем то, что кто-то вписывает в пустые клеточки».
Учебная среда и дифференциальное преподавание.
«Многое из того, о чем мы говорим, теряет свою весомость, если учебная среда неполноценная».
Учитель, планирующий практиковать дифференциальное преподавание, должен придерживаться по крайней мере таких четырех убеждений.
• Уважайте уровень подготовленности каждого ученика.
• Ожидайте, что каждый ученик будет расти, и содействуйте этому постоянному росту.
• Предложите всем учащимся возможность усвоить важную информацию, объясняя ее с постепенным усложнением, по мере того, как они развивают свое понимание и навыки.
• Предлагайте всем ученикам задания, которые кажутся (и на самом деле являются) в равной степени интересными, важными и привлекательными.
Учитель и ученики сотрудничают во время учебы. Учителя являются главными архитекторами обучения, но ученики должны им помочь с дизайном и строительством. Работа учителя - знать, чему важно научить, что и как оценивать, менять подходы к обучению, в зависимости от различных целей, обеспечивать плодотворную работу на уроке и рациональное использование времени. Ученики должны сделать значительный вклад - усвоить материал. Ученики могут предоставлять информацию в процессе оценивания, разрабатывать правила поведения в классе, на основе разработанных правил участвовать в процессе управления работой на уроке, а также учиться эффективно использовать время и ценить этот ресурс. Ученики могут сообщить учителю, когда материал или задание слишком сложные или простые, когда обучение интересное (а когда нет), когда они нуждаются в помощи и когда они готовы работать самостоятельно. Когда ученики являются партнерами в проведении урока, они чувствуют причастность, приобретают лучшие навыки понимания своих потребностей и выбора методов, которые облегчают их обучение.
На уроках, проводимых с применением дифференциального обучения:
- учитель является лидером, но, как и все успешные лидеры, он уделяет значительное внимание своим партнерам-ученикам и привлекает их во время путешествия «по стране знаний». Вместе учитель и ученики планируют, определяют цели, отслеживают прогресс, анализируют успехи и неудачи, пытаются повысить результаты и учиться на ошибках. Некоторые решения могут касаться целого класса, другие касаются лишь отдельных учеников.
- ученик находится в центре внимания. Ученики – это работники. Учитель координирует время, пространство, материалы и деятельность. Успешность урока увеличивается по мере того, как ученики становятся более умелыми и помогают друг другу и самим себе достичь групповых и индивидуальных целей.
Учителя и ученики гибко сотрудничают. Чтобы обеспечить учебные потребности, учителя и ученики сотрудничают различными способами. Они с гибкостью подходят к использование материала и гибко относятся к темпу обучения. Иногда:
- весь класс работает вместе, а иногда эффективнее работа в малых группах;
- каждый пользуется одним и тем же материалом, но часто эффективнее иметь под рукой различные материалы;
- все завершают выполнение задания в 12:15, но часто одни ученики уже выполнили задачу, тогда как другим нужно дополнительное время для завершения;
- учитель говорит, кто будет работать вместе;
- ученики сами выбирают партнера. Когда решение принимает учитель, он должен учитывать общность интересов, уровень подготовленности или определенные особенности;
- учитель ставит в пары учащихся с разным уровнем подготовленности, с разными интересами или особенностями обучения;
- выбор пар для выполнения задания является случайным;
- учитель - первый помощник учащихся;
- ученики - лучший источник помощи друг для друга.
На уроке, проводимом с применением дифференцированного обучения: - учитель должен использовать широкий перечень стратегий обучения, которые будут помогать ему сосредоточиться на отдельных учащихся или на малых группах, а не на целом классе. Целью может быть объединение учащихся по уровням понимания важной информации и овладения важными навыками, чтобы поддержать надлежащий уровень сложности задач и заинтересованность.
Не существует единой формулы по подготовке урока с применением дифференцированного обучения. Но есть одно необходимое условие для успешного обучения и преподавания – до начала работы осознавать конечную цель и результат и планировать свои действия для их достижения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)