Эффективность дифференцированного преподавания в повседневной практике.
Большинство учителей обычной школы еще недостаточно готовы (кто психологически, кто - профессионально) работать с учащимися с особенностями психофизического развития. Опросы педагогов, проведенные среди учителей обычных классов и классов к которым привлекаются дети с особыми потребностями в обучении, показало, что педагогическая практика большинства из них рассчитана на определенную «норму». В то же время, был выявлен ряд барьеров, замедляющих реализацию инклюзивной формы обучения. А именно: многие учителя общеобразовательной школы не настроены менять методику преподавания для охвата учащихся, чьи учебные потребности выходят за пределы устоявшейся «нормы»; не все педагоги убеждены в важности гибких подходов в преподавании для учета индивидуальных особенностей учащихся. В отдельных случаях педагоги соглашались с тем, что необходимо приспосабливать обучение к различным уровням способностей и потребностей учащихся; к тому же, поддерживая идею учета различий учащихся при определении методики преподавания, педагоги часто считали такие адаптации желанными, однако слишком сложными в практическом применении. Даже сторонники инклюзивной формы обучения в целом отдают предпочтение фронтальным формам работы, а не методикам, которые ориентированы на удовлетворение различных потребностей учащихся. Первоочередными причинами, мешающими педагогам учитывать различия учеников, российские педагоги назвали следующие: недостаточное осознание особых потребностей учащихся; ограниченный спектр практик преподавания, не позволяющий адаптировать преподавание к потребностям детей; отсутствие механизма подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивной формы обучения тоже не способствуют ее широкой реализации.
Относительно дифференцированного обучения существует несколько ошибочных предположений. В частности, наиболее распространенными являются: а) ученики будут плохо подготовлены к итоговому оцениванию (тестированию); б) в результате дифференциации преподавания учитель создает неравномерные, а потому и несправедливые, нагрузки на отдельных учащихся; в) учащиеся не смогут конкурировать в реальной жизни; г) существует только один способ дифференцировать преподавание.
Однако, ни одно из приведенных утверждений не подкрепляется эмпирическими данными. Как свидетельствуют трудыисследователя, «ссылаться на единственно возможный способ дифференциации является ошибкой. Дифференцированное преподавание не является четко прописанным алгоритмом для учителя, и это не просто методика». Она рекомендует педагогам отойти от привычной рутинной практики и вместо этого больше экспериментировать с дифференцированным преподаванием. По ее мнению, «слишком узкий подход скорее вредит учителю и ученикам, поскольку в нем настоящее мастерство подменяют хорошей техникой, а послушание принимают за осмысленное привлечение к учебному процессу».
Дифференцированное преподавание помогает ученикам понимать и применять полученные на уроках знания и навыки, а также организовывать собственную учебную деятельность с определенной степенью самостоятельности путем выбора задач. Ученикам необходимо иметь возможность осмысливать знания, навыки и демонстрировать владение ими различными способами. Также учитель должен выработать свой собственный способ дифференциации соответствующего индивидуального стиля преподавания, целей учебного плана и ресурсов школы. Дифференцированное преподавание, как педагогический подход, может стать мощной основой организации уроков, поскольку оно опирается на основательную теоретическую и эмпирическую базу и учитывает важное значение социокультурного измерения в обучении. В дифференцированном преподавании также значительное внимание уделяется гибкому объединению детей в группы, что, по современным научными данными, способствует развитию навыков положительной коммуникации. Дифференцированное преподавание дает возможность организовывать индивидуальную и коллективную работу над аутентичными задачами.
Кроме того, учителям важно понимать, что, решив научить «слабых учеников» они больше работают с ними, больше и подробнее объясняют, чем это обычно происходит в процессе фронтальной работы со всем классом. В дифференцированном преподавании изначально предполагается, что все ученики разные, и поэтому задача учителя состоит в том, чтобы выявить различия, соответствующим образом адаптировать учебный процесс; также все это необходимо делать творчески и со стремлением обеспечить полезный учебный опыт для всех. Такой подход к преподаванию, ориентированный на потребности детей, является очень перспективным в обучении всего многообразного ученического коллектива, независимо от уровня подготовленности или различий его участников. Ведь преподавание дифференцируется в зависимости от интересов, стилей обучения и способностей, уровня подготовленности и потребности в поддержке и помощи. Учителя меняют методы опроса, предлагают альтернативы по выбору продукта деятельности или формы и способа демонстрации результатов учащимися; они совершенствуют свой педагогический инструментарий и профессионально совершенствуются, а ученики овладевают курикулумомприемлемым для них способом в атмосфере поддержки и поощрения достижения лучших результатов.
Дифференцированное преподавание не следует считать проходящим увлечением. Это скорее революция, то есть концептуально другой способ обучать детей с различными учебными потребностями. И хотя воплощение описанного подхода на практике является чрезвычайно сложной задачей, результат стоит затраченного времени и усилий. Благодаря постепенному внедрению этих методов и практик обычная программа обучения массовой школы станет доступной для детей с особыми потребностями, они смогут успешно овладевать содержанием обучения, быть активными участниками учебного процесса и, главное, достигать своих высших образовательных результатов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)