Программа курса «Дифференцированное преподавание в инклюзивном классе»
для студентов высших учебных заведений и учреждений последипломного педагогического образования (18 часов)
Пояснительная записка.
Контекст общемировых и европейских трансформаций создал основу для модернизации образования в России и обусловил необходимость ее инновационного развития. Стремительный прогресс педагогической науки, как мировой, так и отечественной и постоянное обновление педагогических технологий дают основания рассматривать образовательную отрасль в целом как решающий фактор общественного развития. Следовательно, учеными и практиками все активнее происходят поиски путей обеспечения эффективной организации учебного процесса и предоставление качественного образования подрастающему поколению с учетом современных мировых образовательных тенденций и лучшего практического опыта. Движение в направлении повышения качества образования требует внедрения соответствующих инструментов для достижения как можно более высоких результатов. Одним из таких инструментов является дифференцированное преподавание.
В курсе рассматриваются учебные стратегии и подходы, которые используются в инклюзивных учебных заведениях для удовлетворения потребностей всех учащихся. Темы, которые предлагаются в рамках курса структурированы таким образом, чтобы дать возможность слушателям ознакомиться с современными научно-теоретическими изучениями относительно дифференцированного обучения; со средствами и приемами реализации дифференцированной стратегии преподавания в собственной практической деятельности; овладеть принципами и методами дифференцированного обучения в разнообразном коллективе, навыки применения методических приемов, современных технических средств, которые дают возможность индивидуализировать преподавание и сформировать собственный набор учебного инструментария для обеспечения личностно ориентированного обучения всех без исключения учащихся, в том числе и с нарушениями психофизического развития.
Курс «Дифференцированное преподавание в инклюзивном учебном заведении» базируется на материалах современных мировых научных исследований по инклюзивному обучению и предназначен для совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, обучающихся в высших учебных заведениях и заведениях последипломного педагогического образования. Курс разработан на модульной основе. Предусмотрено два учебных модуля:
1 «Дифференцированное преподавание: обеспечение систематизированного подхода к обучению с учетом различий учащихся с особыми потребностями»;
2 «Реализация подходов дифференцированного преподавания в инклюзивном классе».
В рамках преподавания курса учтено соответствующее сочетание лекций и семинаров, групповых видов деятельности и индивидуальных задач. При изучении модулей предусмотрен анализ конкретных практических ситуаций для иллюстрации соответствующих тем. Семинарские занятия будут углублять знания педагогов с каждой темойпутем подготовки и презентации докладов, участия в обсуждениях различного формата, а также использования лучшего педагогического опыта.
Актуальность курса определяется:
- необходимостью развития стратегии национальной системы образования в русле общих подходов мирового педагогического сообщества, которые определяются глобальными трансформациями в социальной и образовательной сферах, а также с учетом традиций и достижений отечественной педагогической теории и практики;
- необходимостью внедрения инновационных подходов для повышения эффективности обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве;
- необходимостью модернизации системы образования таким образом, чтобы внимание было сосредоточено на оптимальных методах обучения для всех учащихся, а педагогический коллектив оказывал поддержку всем ученикам, в том числе и с особенностями психофизического развития.
Цель курса в формировании профессиональных компетенций педагога по использованию технологий дифференцированного преподавания в условиях инклюзивного образовательного учреждения; расширении психолого-педагогических знаний и совершенствовании профессиональных умений по построению учебно-воспитательного процесса, направленного на предоставление качественного образования всем ученикам.
Задача курса.
Систематизировать знания по:
• сущности дифференцированного обучения (ДО);
• стратегии обеспечения систематизированного подхода к обучению с учетом различий учащихся с нарушениями психофизического развития;
• взаимосвязи и взаимообусловленности дифференцированного обучения и оценки в инклюзивном учебном заведении.
Сформировать умения (навыки):
• применять технологии дифференцированного преподавания;
• анализировать содержание курикулума и подбирать соответствующие методы преподавания;
• использовать модификации и адаптации содержания, процесса, конечного продукта (результата), учебной среды;
• организовывать работу на уроке с учетом индивидуальных особенностей учащихся с особыми потребностями.
Для реализации цели и задач курса предусмотрено изучение материала двух модулей «Дифференцированное преподавание: обеспечение систематизированного подхода к обучению с учетом различий учащихся с особыми потребностями» и «Реализация подходов дифференциального преподавания в инклюзивном классе» в очном формате путем:
• рассмотрения учебного материала на лекциях;
• самостоятельного изучения слушателями учебного материала на основе разработанного для модулей комплекса учебно-методических материалов;
• выполнение практических заданий, направленных на приобретение слушателями умений и навыков применять полученные теоретические знания в собственной практической деятельности;
• участие слушателей в семинарских и интерактивных занятиях, выполнение творческих и итоговых работ.
Ожидаемые результаты. Слушатели курса должны: овладеть технологиями дифференцированного обучения; расширить теоретические знания и усовершенствовать профессиональные умения по построению учебно-воспитательного процесса, специфики организации работы учащихся на уроке с учетом индивидуальных потребностей учащихся, планирование уроков на основе анализа курикулума и отбора методов преподавания; владеть средствами и приемами реализации дифференцированной стратегии преподавания; применять принципы и методы дифференцированного обучения в разнообразном ученическом коллективе, методические приемы, позволяющие индивидуализировать преподавание и обеспечить личностно ориентированный подход в учебном процессе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)