Степень инклюзии
Здесь сравнивались три группы родителей: респонденты, чьи дети учились в инклюзивной / интегрированной среде полный или неполный день (группа 1); родители, чьи дети не учились по инклюзивной модели либо не были интегрированы (группа 2); и примерно треть опрошенных, которые, как это ни странно, не знали, учатся их дети в инклюзивном / интегрированном классе или нет (группа 3).
Апостериорные проверки показали, что родители из третьей группы поддерживают инклюзии / мейнстриминг более всего. В частности, из вычисленных данных по показателю 2 следует, что они меньше одобряют обучение в специальном классе / заведении, чем родители с групп 1 и 2. Что касается третьего показателя, они продемонстрировали высокий уровень уверенности в профессиональной компетентности учителей и в качестве поддержки, предоставляемой в обычном классе, чем опрошенные с первой и второй групп. Аналогично, они значительно больше согласились с философским и правовым обоснованием инклюзии (показатель 4 «Права ребенка »), чем респонденты группы 1. К тому же, по итогам апостериорной проверки выяснилось, что родители, чьи дети не учились в инклюзивной / интегрированной среде (группа 2), значительно больше поддерживали инклюзии по показателям 3 «Способность учителей и поддержка инклюзии» и 4 « Права ребенка », чем родители первой группы (чьи дети посещали инклюзивное / интегрированное заведение). В комментариях часто звучали такие мысли: «Самая большая проблема в классе моей дочери - это нехватка времени. Детям, которые усваивают материал медленнее других, учитель уделяет внимание в последнюю очередь ».
Уровень образования родителей.
Матери (M = 1.85, SE = 0.05) и родители (M = 1.83, SE = 0.05) с высшим образованием придерживались более положительных взглядов относительно показателя 1 или «показателя преимуществ инклюзии », чем матери (M = 2.09, SE = 0.06) и родители (M = 2.03, SE = 0.05), чье формальное образование завершилось получением аттестата старшей средней школы. Были получены следующие значения t - (t 403 = 3.26, p = 0.001) для матерей и (t 356 = 2.48, p = 0.013) для родителей. Что касается показателя 3 «Способность учителей и поддержка инклюзии», то здесь значимые различия наблюдались только среди родителей. Так, родители с полным средним образованием (M = 2.74, SE = 0.06) выше оценивали компетентность учителей и поддержку в обычном классе, чем родители (M = 2.92, SE = 0.06) с высшим образованием (T 356 = -2.14, p = .033).
Трудовая занятость.
В зависимости от характера трудовой деятельности, респонденты были распределены на три группы, причем статистически значимые различия в отношениях к инклюзии между этими группами наблюдались только среди матерей по показателю 3 «Способность учителей и поддержка инклюзии» F ((2,364) = 6.28, p = 0.002). То есть, матери без профессиональной квалификации и с низкой квалификацией (M = 2.77, SE = 0.07), а также квалифицированные работницы (M = 2.70, SE = 0.06) были значительно лучшего мнения о способности учителей и поддержку инклюзии, чем матери на профессиональных должностях (M = 3.11, SE = 0.10).
Обзор результатов.
Во многих странах инклюзивное образование постепенно начинает играть ведущую роль в образовательной политике, поэтому для успешной реализации этой модели обучения необходимы постоянное участие родителей и поддержка. Эта научная работа проводилась почти через тридцать лет после ее введения, и полученные результаты дают основания утверждать, что большинство родителей с исследуемой выборки поддерживают идею инклюзии / мейнстриминга, соглашаясь с ее философскими и правовыми принципами. Этот вывод подтверждает данные предыдущих научных работ, показали положительное отношение к инклюзии со стороны родителей детей со слабыми ограниченными возможностями и родителей детей с тяжелыми нарушениями. Среди главных преимуществ инклюзии эти родители отмечали потенциальные достижения ребенка в социальном и эмоциональном плане и положительное влияние такой формы обучения на одноклассников, расти более толерантными и чувствительными к индивидуальным различиям. Вместе с тем, многие респонденты не могли определиться или выражали беспокойство по поводу того, что инклюзия может эмоционально травмировать ребенка или он окажется в социальной изоляции. По итогам своего исследования Дженкинсон (1998) пришла к выводу, что наибольшее значение для родителей имеет благополучие их ребенка. Родителей также беспокоит качество преподавания и возможность потери необходимых услуг. Большая доля респондентов уверены в том, что педагоги обычной школы обладают нужными навыками, чтобы обучать ребенка с особыми потребностями, и имеют для этого достаточно времени. Вместе с тем, они разделяют впечатление, что учителя специального образования лучше подготовлены к работе с такими учениками. Более того, некоторые родители до сих пор оказывают предпочтение направлению ребенка в специальный класс или школу, тогда как другие поддерживают мейнстриминг. В предыдущих исследованиях несколько ученых уже обращали внимание на подобные вопросы, беспокоящие родителей, и высказывали мнение, что в связи с инклюзивной практикой еще необходимо преодолеть ряд проблем. Из результатов также следует, что определенный ряд факторов (мало изученных в предыдущих научных работах) связан с отношением родителей к инклюзии. В частности, родители учеников со слабыми ограниченными возможностями больше поддерживают эту форму обучения (по показателям ее преимуществ и компетентности учителей), чем родители детей с умеренными и тяжелыми нарушениями. Так же отличались взгляды респондентов в зависимости от возраста ребенка по показателю
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)