Ход исследования.
Исследование проводилось на базе одного из среднезападных штатов Америки. В нем приняли участие родители с 21 учебного округа, представлявших все регионы штата. Перед началом работы авторы обратились к администрациям округов через бюро сотрудничества в области образования. В каждом случае бюро или администрация учебного округа определили контактное лицо, которому было передано анкеты для распространения. Исходя из приглашенного администрациями количества, всего в школы / округа было направлено 1000 экземпляров. Далее, среди родителей детей с ограниченными возможностями контактные лица распространили анкеты и сопроводительное письмо с обратным адресом авторов исследования. Большинство заполненных анкет было передано авторам через контактных лиц. Также, некоторые экземпляры поступили непосредственно от респондентов. Всего было получено 437 анкет.
Результаты
Распределение ответов по шкале отношений.
В таблице 1 отражены данные по частотности ответов и средние показатели согласия / несогласия с 18 утверждениями шкалы отношений (низкие значения средних показателей отражают более положительное отношение). Как видно из таблицы, подавляющая часть родителей (более 85%) выразила твердую поддержку общей концепции инклюзии / мейнстримингу (утверждение № 15) и обоснования инклюзии с позиции законных прав (№ 17). По мнению опрошенных, инклюзия / мейнстриминг очень полезна для детей с нарушениями, поскольку обеспечивает им значительные преимущества в плане социального и личного развития. В частности, респонденты согласились с утверждением № 3 о возможностях для активного участия во внеклассной деятельности вместе со сверстниками, и утверждением № 1, где речь шла о подготовке детей к реальной жизни как одно из преимуществ инклюзивного образования. Они также считают, что инклюзия положительно влияет на самооценку детей, помогая улучшать образ собственного «Я» (№ 2). Подавляющее количество опрошенных также отметила пользу инклюзии для одноклассников с типичным развитием, поскольку такая форма обучения тоже готовит их к жизни в реальном мире (№ 4) и способствует осознанию ими индивидуальных различий (№ 5). Среди письменных комментариев от родителей в ответ на отдельные утверждения или в конце шкалы в частности звучали такие: «Дети с типичным развитием много учатся от сверстников с ограниченными возможностями » и « Все ученики - и с нарушениями и без - должны знать и понимать друг друга ». Из ответов можно сделать вывод, что родители до сих пор имеют определенные волнения по поводу инклюзии / мейнстриминга. Например, они обеспокоены эмоциональным благополучием интегрированного ребенка, потому что помещение в такую учебную среду может повредить его эмоциональному развитию (№ 13). Треть респондентов не могли определиться в этом негативном утверждении, а 14% с ним согласились. Так же, родителей беспокоила возможная социальная изоляция ребенка (№ 14). Примерно четверть опрошенных поддержали это негативное утверждение, и еще четверть не смогли дать конкретного ответа. Кроме того, в ответах наблюдалось беспокойство качеством индивидуализированного обучения ребенка (№ 6): почти половина родителей опасалась, что, по сравнению со специальным классом / заведением, сократится объем специальной поддержки. То же касалось услуг в инклюзивном классе (№ 7). По мнению трети родителей, количество таких услуг уменьшится, причем значительная часть остальных опрошенных не могли определиться. Эти данные можно сравнить с тем, как родители оценивают преимущества обучения в специальных классах. Как свидетельствуют показатели в таблице, более 40% респондентов довольны успехами своих детей в таких классах (№ 8), и примерно такое же количество склоняется к мнению, что академические навыки эффективнее формируются в условиях специального образования (№ 11). По этим двум утверждениям треть респондентов не смогла дать конкретного ответа. От себя родители добавляли: «Программа специального образования помогла моему сыну улучшить самооценку - он больше не считает себя тупым (как он говорит). Теперь вместо «двоек» он получает оценки «хорошо» и «отлично». А еще он гордится собой и ходит в школу с удовольствием ». Третий проблемный вопрос был связан с навыками преподавания учителей массового образования. Более половины респондентов сомневаются в способности педагогов обычной школы адаптировать учебные программы для интегрированных или «включенных» учеников (№ 9), и примерно треть считает, что им не хватает навыков для интеграции учащихся с ограниченными возможностями (№ 10). Примерно треть респондентов относительно этих двух утверждений не определилась. С другой стороны, 60% родителей склоняются к мнению, что с преподаванием лучше справляются учителя специального образования (№ 12). Например, они замечали: «Учить безпроблемных детей всегда легко. Некоторые учителя не хотят возиться с трудностями, то есть с ограниченными возможностями » и « Они прошли другую профессиональную подготовку и потому их квалификация несколько отличается. Не все обычные учителя хотят работать с детьми, которые нуждаются в специальных образовательных услугах». Кроме того, четверть респондентов разделяют беспокойство по поводу отношения к ним со стороны учителей обычной школы (№ 16) и о возможном неприятии другими детьми учеников с ограниченными возможностями (№ 18). Примерно треть родителей не смогли определиться. Эти оценки подкрепляются ответами на дополнительные вопросы (не вошедших в табл. 1) в последнем разделе анкеты. Примерно 70% родителей считают, что детей с ограниченными возможностями должны учить учителя специального образования в специальных классах «иногда» (16% выбрали вариант «всегда») и большинство (63,2%) согласны с тем, что обычные учителя не имеют достаточно времени для индивидуальной работы с их ребенком. Отвечая на вопрос относительно общего уровня поддержки, оказываемой ребенку школой, подавляющая часть респондентов оценили его как «высокий» или «очень высокий» и еще 32,5% - как «средний». На основе комментариев, которые некоторые родители добавляли в этом разделе, можно было сделать вывод, что определенная группа опрошенных поддерживает частичную инклюзию. Например: «С моим сыном также полдня работает замечательный учитель специального образования и помогает ему не отставать от академической программы. Мне кажется, что сын делает успехи в обучении по обычным программам для массовой школы и по специальным программам» или « У нашего сына комплексное нарушение. Ему необходимо учиться в специальном классе, а интеграция целесообразна только на уроках искусства, иногда музыки и во время обеденного перерыва». Также, некоторые комментарии свидетельствовали, что поддержка респондентом инклюзии зависит от многих условий, в частности: «Очень много зависит от учителя, планирования и реализации индивидуального учебного плана, отношение руководства школы и учебного округа в целом » и « Все зависит от конкретной школьной системы. Нам несколько раз приходилось переезжать ».
Факторы, которые влияют на мнение родителей.
Для сравнения влияния ряда выбранных факторов по отношению к родителям и ребенку на определенные в анкете четыре показателя мы применяли методики дисперсионного анализа (ANOVA) и проверку по критерию Стьюдента (t-tests). Ниже отражены полученные результаты.
Степень тяжести нарушения.
Сравнение отношений по двум условным уровням тяжести показали, что в отличие от родителей детей с умеренными и тяжелыми нарушениями, родители, чьи дети имеют слабую степень ограниченных возможностей, демонстрируют значительно позитивное отношение к инклюзии. От себя респонденты добавляли такие комментарии: «В зависимости от тяжести нарушения » или « Все зависит от степени ограниченных возможностей ребенка и от конкретного учебного предмета. Интеграция на полный день? Ни в коем случае».
Возраст ребенка.
Статистически значимые различия в отношении родителей к инклюзии в зависимости от возраста их ребенка (для целей исследования в процессе анализа использовались три возрастные группы: 0-5 лет, 6-12 лет и 13-18 + лет) было обнаружено относительно. Эту статистическую картину хорошо иллюстрирует следующий комментарий: «Чем дальше, тем больше для изучения различных предметов нужно читать материалы из учебника, и поэтому я сомневаюсь, что в длительной перспективе моя дочь сможет успешно учиться, работая с упрощенными задачами и тестами ».
Период обучения в специальной школе.
В ходе исследования были выявлены значимые различия в отношении к инклюзивному образованию между тремя группами родителей в зависимости от продолжительности пребывания ребенка в специальном учебном заведении. Как показали результаты апостериорных анализов, родители, чьи дети учились в специальном классе / заведении в течение двух лет и ниже, значительно выше оценивали способность педагогов и поддержку, которая предоставляется в обычном классе, чем родители третьей группы, чьи дети находились в специальной школе более 5 лет.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)