Введение: Изучение взглядов и факторов
Цель представленной научной работы заключалась в изучении мнений родителей по инклюзивному образованию. Исследование проводилось на базе одного из среднезападных штатов Америки и охватывало 437 участников, у которых дети со слабыми, умеренными и тяжелыми ограниченными возможностями. Родители отвечали на вопросы анкеты, составленной на основе опросной шкалы ORM (Шкала оценки мейнстриминга) Антонака и Ларрива (1995), и предоставляли дополнительные письменные комментарии. Они выразили твердую поддержку инклюзии с философской и правовой позиции. Среди практических преимуществ такой формы обучения респонденты отмечали положительные достижения ребенка в социальном и эмоциональном плане. Рядом с тем, их также беспокоили проблемы возможной социальной изоляции, негативных отношений, качества преподавания, подготовки и навыков учителей, а также поддержки со стороны педагогов и других родителей. Отношение родителей к инклюзии также зависело от ряда факторов, касающихся их индивидуальных жизненных обстоятельств. Так, эту форму обучения больше поддерживали родители детей младшего возраста, детей со слабыми нарушениями, родители, которые не знали, по какой модели учится их ребенок, и респонденты с высшим образованием. Подводя итоги проведенного исследования, авторы анализируют его значение для практики и приводят свои соображения по поводу перспектив дальнейших исследований.
Введение
Обучение детей с ограниченными возможностями в школах, которые совершенствуют и приумножают инклюзивную практику, постепенно превращается в общемировое движение. В развитых и развивающихся странах эта глобальная тенденция влечет за собой важные сдвиги в подходах к предоставлению образования таким ученикам. Заметим, что способы внедрения этих изменений в системах образования отличаются не только на межгосударственном уровне, но и в пределах одной страны (то есть на уровне отдельных административных единиц, например штатов или учебных округов). К тому же, среди профессионального образовательного сообщества продолжается серьезная и иногда напряженная дискуссия относительно толкования принципа инклюзии, и в частности полной инклюзии, и относительно путей ее воплощения на практике (например, должны все учащиеся с ограниченными возможностями учиться в обычном классе без ограничений так же, как остальные детей; как долго они там должны находиться; стоит придерживаться одной модели обучения на всех уровнях образования, когда ребенка помещают в класс / учебного заведение того же типа, что и на предыдущем этапе?) и относительно эмпирического обоснования этого движения. В этом процессе родителям отведена одна из главных ролей. Действительно, во многих странах законодательные и нормативные акты в области реформирования специального образования содержат рекомендации по активному привлечению родителей к обучению их ребенка. Например, в Соединенных Штатах принятыми в 1997 году Конгрессом поправками в Закон об образовании инвалидов закреплено право родителей на участие в процессе выработки и принятия решений о направлении ребенка к специалистам, его тестирование, планирование образовательной программы, направленной к определенному классу / учебному заведению и в оценке образовательной программы. В научных публикациях за последние двадцать лет упоминается несколько исследований, направленных на изучение мнения родителей об инклюзии, с выяснения проблемных вопросов, вызывающих у них беспокойство, и их отношение к такой модели образования. Выводы этих работ неоднородны. Например, одна группа ученых работала с респондентами, чьи дети со слабыми и умеренными нарушениями посещали дошкольные учреждения или учились в начальных классах, чтобы определить, как родители оценивают эти образовательные программы и насколько они ими довольны. Как оказалось в ходе некоторых исследований, участники поддерживают инклюзивную практику и довольны этими программами и их результатами для своих детей. Однако существует ряд других публикаций, отражающих не такое одобрительное отношение. Например, Грин и Шин (1994) пришли к выводу, что родители учеников с ограниченными учебными возможностями не желают отказываться от отдельных уроков чтения и реинтегрировать своего ребенка к общему детскому коллективу, где он бы учился читать вместе со всеми. Также, по данным Фокса и Йесселдайка (1997), подавляющая часть родителей учеников со слабыми и умеренными когнитивными нарушениями, которые посещали обычную младшую школу, были обеспокоены низкими учебными достижениями в условиях инклюзии. По мнению Тернбулл и др. (2002), положительные отношения к инклюзии среди родителей детей с тяжелыми ограниченными возможностями кажутся нормой. Так, в нескольких исследованиях с участием родителей детей с тяжелыми нарушениями, интегрированных в обычные учебные заведения разной степени от детского сада до старшей школы, респонденты положительно отзывались о такой форме обучения и были довольны образовательными результатами и, в частности, возможностями для социального развития. В то же время, небольшой круг исследователей пришли к выводу, что родители с тяжелыми ограниченными возможностями не поддерживают инклюзии. Итак, можно предположить, что большое количество родителей есть сторонниками инклюзивного образования. Вместе с тем, опрошенные часто выражают ряд сомнений и опасений. Например, Хенлайн и Хальворсен (1989) определяют шесть проблемных вопросов перехода ребенка с ограниченными возможностями к обычному учебному заведению: это безопасность, отношения других учеников, компетентность персонала и качество образовательной программы, транспорт, ответственное отношение администрации учебного округа и возможна неудача. Родителей детей, которые учились в специальных школах, в случае перевода в обычную школу также беспокоили возможные словесные оскорбления и физическое насилие со стороны сверстников, социальная изоляция, потеря или уменьшение объема услуг и снижение качества преподавания. По сообщениям Палмера и соавторов (2001), у беспокойства родителей есть и другие причины, а именно то, что учитывая тяжесть нарушения, ребенок не сможет получить полной пользы от инклюзивного обучения, инклюзия повлечет дополнительную нагрузку на учителей обычной школы и на учеников, и вследствие слишком серьезных расстройств поведения ребенок может причинить вред окружающим. По мнению Дженкинсон (1998), в Австралии родители разделяют те же опасения. Некоторых родителей сомнения и беспокойства не оставляют и после зачисления ребенка по инклюзивной программе. Обычно, их волнение связано с отсутствием надлежащей подготовки у учителей массового образования, отношением со стороны педагогов, недостатком соответствующей поддержки, ресурсов и специализированного обучения. Кроме того, родителей волнуют вопросы социальной интеграции и знаний их ребенка. Лишь небольшой круг исследователей сосредоточены на факторах, которые влияют на отношение родителей к инклюзии. В частности, в работе Касар, Фриман, Баумингера и Алкина (1999) говорится о том, что позиция родителей зависит от диагноза, возраста ребенка, типа класса / учебного заведения, которое он посещает. Как правило, родители детей с синдромом Дауна больше поддерживают инклюзию (которая предусматривает направление ребенка к обычной учебной среде на весь день), тогда как родители детей с аутизмом предпочитают мейнстриминг (пребывание в обычном детском коллективе неполный день). Родители детей младшего возраста и родители, чьи дети учатся в инклюзивных условиях, выражают более позитивное отношение к инклюзии, чем родители старших детей или родители, чьи дети зачислены в отдельные специальные классы и учреждения. Вместе с тем, по данным Дженкинсон (1998), существует весомая связь между типом учебной среды ребенка и взглядами его родителей. Родители учеников в интегрированных классах и учебных заведениях склоняются к мейнтримингу, тогда как родители, чьи дети посещают специальную школу, поддерживают именно эту модель обучения. Также, по мнению Штойбер, Геттингер и Гетц (1998), существует определенная зависимость между социально-экономическим статусом (уровнем образования), семейным положением и количеством детей с одной стороны и взглядами на инклюзии с другой. Выяснилось, что более положительно к инклюзии относятся родители с высшим образованием, чем те, кто просто закончил среднюю школу; кроме того, эту форму обучения больше поддерживают родители с одним или двумя детьми, чем те, кто имеет четыре и более детей; и женатые родители по сравнению с одинокими матерями или родителями, которые воспитывают ребенка самостоятельно. Инклюзивная практика распространяется и, соответственно, сохраняется потребность в оценке ее эффективности. Важным аспектом такой оценки является изучение мнения об этом движении и отношение к нему среди потребителей образовательных услуг. Поэтому описанное в этой статье исследование имело целью выяснить: отношение к инклюзии / мейнстримингу большой выборки родителей учеников с различными видами нарушений и различными степенями их тяжести; связь между отдельными факторами условий жизни семьи (например, уровень образования, характер трудовой занятости) и факторами относительно самого ребенка (тяжестью его нарушения, возраста, продолжительности пребывания в специальном классе / заведении и степенью его инклюзии) с одной стороны и взглядами родителей на инклюзии с другой.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)