Концептуальные рамки
Модель развития лидерских качеств, предложенная в этой работе, основывается на ряде предположений и убеждений относительно образовательного лидерства. Эти концептуальные рамки основываются на данных, полученных в процессе исследований ASAS, ISPP и BBL, о которых говорилось выше. В них также была использована научная литература, касающаяся образовательного лидерства, профессионального развития и теории обучения взрослых. Следующие тезисы подаются не в порядке их приоритетности.
Во-первых, качества эффективного лидерства можно не только научить, их можно и воспитывать. Хотя в отдельных кругах дискутируют относительно ценности формальных новейших исследований. Кросс-культурные результаты, полученные учеными в ходе исследования ISPP, подтверждают необходимость отказа от убеждения, что хорошие учителя становятся хорошими директорами, оказываются способными, в структурированный и целенаправленный способ, овладевать знаниями и экспертным опытом, которых требует от лидеров школ глобализированное общество XXI века.
Во-вторых, первоочередная цель лидера заключается в содействии высококачественному преподаванию и обучению, то есть в предоставлении эффективного учебного лидерства всем заинтересованным лицам, включая учащихся, учителей, вспомогательный персонал, родителей, и, в определенной степени, членов общины. Такой концептуальный подход к учебному лидерству значительно шире, чем тот, который обычно описывают в литературе. Он включает осведомленность директоров по учебным программам, вопросами оценки и управления. В него входит способность максимально использовать различные данные, собранные внешними организациями, например, стандартизированные тесты, а также данные, собранные путем исследования в процессе действий в школьном сообществе, цель которых заключается в эффективном решении проблем и принятии решений, а также в непрерывном индивидуальном развитии и развития школы.
В-третьих, из научной литературы известно, что построить успешную школу невозможно без эффективного лидерства и особого внимания достижению устойчивости. Поэтому лидеры должны иметь четко сформулированное, целенаправленное видение будущего образования. Очевидно, что лидеры должны избегать негнущихся взглядов, не воспринимающих возможностей эволюции, которой требуют меняющиеся обстоятельства. Однако, эффективное лидерство невозможно без сильного собственного чувства направления движения, которое можно улучшить в сотрудничестве с другими заинтересованными лицами, а также сформулировать таким образом, чтобы оно было понятно и приемлемо для всех.
В-четвертых, потребности директоров в развитии лидерских качеств меняются в течение их карьеры. Стеффи и др. (2000) указывают на различие в навыках и уровнях знаний, когда карьеры учителей проходили несколько этапов - от новичка до начинающего, затем профессионала, эксперта, заслуженного и выдающегося педагога. Мы утверждаем, что директора, так же как и учителя, имеют разные уровни знаний и экспертного опыта, которые можно и нужно развивать на протяжении всей карьеры.
В-пятых, лидеры могут учиться на основе опыта, который существует в каждой образовательной организации. Робертсон и Уэббер (2002) отмечали пользу, что накапливается благодаря использованию знаний, которые существуют во всем школьном сообществе, включая знания, которые имеют педагоги, родители и ученики, с целью принятия решений. Это вовсе не означает, что быть лидером способен или может быть каждый, принимая во внимание предупреждающее вопрос Лейтвуда (2007): «...если каждый будет лидером, то кто тогда будут последователями? "
В-шестых, развитие лидерских качеств должно основываться на принципах теории обучения взрослых людей, определять преимущество, которое взрослые отдают активным и рефлективным учебным средам с использованием подходов, позволяющих решать проблемы. Содержание программ по развитию лидерских качеств должен соответствовать месту работы участников, признавать их предыдущие знания и опыт, а также обсуждаться между преподавателем и учеником. Их учебные потребности также должны соответствовать карьерным устремлениям.
Седьмое: в XXI веке образовательное лидерство должно иметь измерение предпринимательства. Образовательные лидеры должны быть ознакомлены с важными результатами работы тех, кто распознает различия во властных отношениях и социальную несправедливость. Несмотря на это, мы утверждаем, что эффективное решение текущих политических и социальных проблем требует нетрадиционных и предпринимательских практических подходов. Наше использование слова «предпринимательский» не имеет целью вызвать распространенное представление, которое связано, прежде всего, с финансовыми соображениями. Мы используем этот термин в более широком смысле, понимая при этом инновационные, нетрадиционные и морально здоровые профессиональные практические подходы. Очевидно, что лидерство должно быть вдумчивым, однако, и это важнее, оно также должно вести к действиям, которые оказывают положительное влияние на людей, которые учатся, и на общество. Предпринимательское лидерство должно характеризоваться действиями, а также критическим мышлением. Уроки, полученные в сфере бизнеса и промышленности, свидетельствуют, что само по себе мышление редко что-то меняет. Восьмое: успешное образовательное лидерство требует гибкости. То есть, образовательные лидеры должны демонстрировать высокие уровни социальной и политической смекалки, пытаясь удовлетворить сложные потребности и ожидания различных заинтересованных лиц в области образования. Кроме того, образовательные лидеры должны работать вместе с коллегами и внешними заинтересованными лицами, которые никогда не были в роли лидеров, и которые имеют малое понимание, либо не имеют его вообще, о том, чего оно требует. Поэтому лидерам приходится бороться с напряжением и конфликтами, которые, при отсутствии воспитания высокого уровня личной гибкости, могут заставить отдельных лидеров отступить или вообще отказаться от этой роли. Личную гибкость лидеров, их коллег и учеников можно поддерживать благодаря предоставлению особого внимания карьерному пути, профессиональному развитию и созданию сетей индивидуальной поддержки.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)