- Законодательство
Какие существуют законы, где отмечается термин "инклюзивное образование"?
Термин «инклюзивное образование» (другой термин «вовлечение») в официальных документах еще не получил распространения. Но близкие по смыслу «интегрированное обучение» «интеграция в общеобразовательных учреждениях» в позитивном плане упоминаются в частности в «Концепции ранней социальной реабилитации». Здесь, кстати, задекларированы также сохранение семьи в противовес помещению в интернат, преимущество «интеграции в ученическом коллективе» над домашней формой обучения.
Государственный стандарт начального общего образования для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития одной из своих целей видит «создание предпосылок для введения интегрированного обучения», однако в дальнейшем в этом документе термин «интеграция» трактуется более «интеграция в общество», то есть очень широко и размыто.
Закон «Об образовании» упоминает о возможности учиться экстерном дома, но никак не упоминает об интегрированном обучении. Закон «Об общем среднем образовании» намекает на существование детей с особыми потребностями как «детей для обучения в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах)», не говоря о возможности их интеграции.
Каким образом в законах защищаются права детей с особыми потребностями?
Дети с особыми потребностями формально защищены настолько, насколько и другие дети, то есть законодательство декларирует уважение достоинства, право на жизнь и охрану здоровья, образование, социальную защиту при необходимости воспитания в семье и т.п.
Дети-инвалиды (такой официальный термин) согласно Закону «Об основах социальной защищенности инвалидов» имеют общие права, как и другие инвалиды (запрет дискриминации на основании инвалидности, право на образование, на реабилитацию, право на индивидуальную реабилитационную программу, а также на получение профессии). В частности, «Государство гарантирует инвалидам дошкольное воспитание, получение образования на уровне, соответствующем их способностям и возможностям. Дошкольное воспитание, обучение инвалидов осуществляется в общих или специальных дошкольных и учебных заведениях. Одаренные дети-инвалиды имеют право на бесплатное обучение музыке, изобразительному, художественно-прикладному искусству в общих учебных заведениях или специальных внешкольных учебных заведениях». Этот закон гарантирует, что «... Инвалиды и семьи, в которых есть дети-инвалиды, имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий в порядке, предусмотренном действующим законодательством».
«Дети-инвалиды, не имеющие родителей или родители которых лишены родительских прав и проживают в государственных или в других социальных учреждениях, после достижения совершеннолетия имеют право на внеочередное получение жилья и материальную помощь на его благоустройство, если по заключению медико-социальной экспертизы они могут осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
Закон «Об общем среднем образовании» имеет такое странное положение относительно детей с особыми потребностями: "Зачисление и отбор детей для обучения в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), их перевода из одного типа таких учебных заведений к другому производится по заключению соответствующих психолого-медико-педагогических консультаций в порядке, установленном Министерством образования.
В случае, если родители или лица, их заменяющие, вопреки выводу соответствующей психолого-медико-педагогической консультации отказываются направлять ребенка в соответствующую специальную общеобразовательную школу (школу-интернат), обучение ребенка проводится по индивидуальной форме.
Т. е., с одной стороны, государство якобы толкает детей в интернаты, потому что так правильно с точки зрения комиссии, а с другой позволяет учиться по месту жительства. Именно положения об индивидуальной форме обучения позволяет ребенку учиться дома, но и не запрещает посещать отдельные или даже все занятия в школе по месту жительства.
Дети-инвалиды имеют право на оздоровление и летний отдых, однако практически получить соответствующую путевку в санаторий в летний период очень проблематично, наконец, не везде существуют санатории, которые оборудованы в соответствии с требованиями доступности по строительным нормам.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)