Использование теории множественного интеллекта в преподавании математики и ее влияние на академическую успеваемость
Дифференцированное преподавание в инклюзивном классе:
Образование было и остается одной из центральных тем в программах политических и общественных деятелей. При этом дискуссии по образовательным вопросам часто сосредотачиваются на результатах тестирования, уровне знаний и нехватки высококвалифицированных педагогических кадров для работы в учебных заведениях. В соответствии с положениями Закона «Ни одного отстающего ребенка», школьный куррикулум должен быть направлен на максимальное усвоение знаний. Поэтому в процессе преподавания учителям необходимо применять стратегии, которые ведут к повышению успеваемости. В этой статье отражены результаты прикладного количественного исследования, в ходе которого сравнивались два отдельных подхода - традиционный метод и метод на основе теории множественного интеллекта (МИ). Авторы рассматривают влияние каждого из них на уровень ученических достижений по математике. Результаты показывают, что оценки контрольной проверки знаний у детей, которые учились по принципу МИ, значительно выше по сравнению с баллами сверстников, работавших по традиционной методике.
Принятое сегодня новое определение концепции «обучение» вобрало в себя последние наработки исследований из трех различных направлений - познание, философии и мультикультурализма. В нем утверждается, что значимо, осмысленное обучение имеет место тогда, когда обучающийся, обладает определенной базой знаний, которая, при условии свободного к ней обращения, помогает понять мир, решать проблемы и принимать решения. Итак, если исходить из такого понимания этого понятия, куррикулум должен сочетать два аспекта - содержание и процесс. Соответственно, такой куррикулум делает глубокое усвоение знаний, умений и навыков; привлекает учащихся к решению актуальных задач, касающихся реальной жизни, позволяет работать с цельными (холистическими) задачами, которые способствуют осознанию связей между различными учебными дисциплинами, и опираются на имеющиеся знания детей. Эти идеи отражают существенные изменения в теории, методах и практике образования по сравнению с более ранними педагогическими принципами. Известно, что дети учатся и развиваются различными способами, и поэтому эти сдвиги важно учитывать в стратегиях реализации учебного процесса. В представленном исследовании изучались два подхода - теория множественного интеллекта (МИ) и традиционный метод, каждый из которых позволяет эффективно улучшать усвоение знаний по разным предметам школьной программы.
Постановка проблемы
Цель исследования состояла в том, чтобы сравнить результативность обоих подходов к преподаванию математики в младшей средней школе и выяснить, действительно ли использование методик на основе концепции МИ обеспечивает высокий уровень успешности по сравнению с традиционным преподаванием. Одна из задач этой работы предусматривала обобщения и оценку ряда научных работ, которые непосредственно касались исследуемой проблемы. Стоит заметить, что формальный образовательный стандарт для всех предметных областей не содержит определенного перечня методов, которые учителя должны использовать для достижения образовательных целей. Поэтому рассмотренные в этом исследовании методики отражают опыт одного учителя и являются результатом его проб и ошибок в процессе поиска оптимального метода для формирования у учащихся знаний, умений и навыков по своему предмету.
Результаты изучения исследований и публикаций по проблеме
История исследований проблемы интеллекта
По мнению Трауб ( Traub), интеллект скорее является понятием ценностного содержания, чем четко очерченной концепцией. С начала двадцатого века теории интеллекта, точнее общего интеллекта, привлекают внимание ученых и широко обсуждаются в научных кругах. Для четкости поясним, что еще в 1904 году Чарльз Спирман (Charles Spearman) определил общий интеллект как такой тип интеллекта, который отчасти задействован в решении всех интеллектуальных задач. Считается, что именно его (в отличие от множественного) измеряют стандартизированными тестами, например, тестами оценки интеллекта (IQ) или тестами академических способностей. Каплан и Сакузо (Kaplan & Saccuzzo) считают интеллект общим потенциалом, который не зависит от предыдущего объема знаний. Некоторые ученые, и в частности Говард Гарднер, автор теории множественного интеллекта, не согласны с тем, что об интеллекте можно судить лишь по баллам обычного стандартизированного теста типа «ручка - бумага», на основании результатов которого выносится суждение о будущих успехах ребенка в школе. По Гарднеру, интеллект - это «обусловленная биологическими и психологическими факторами способность к обработке информации, которую можно активизировать в определенной культурной среде для решения проблем или создания продуктов». Эта концепция заложила начало теории множественного интеллекта и ускорила ее формирование.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)