Методика обучения
Над разработкой учебной программы для Грега совместно работали педагоги начальной школы, работники центрального офиса школьного отдела и родители мальчика. Дальнейшая практика доказала эффективность отдельных аспектов учебной программы а, с другой стороны, помогла выявить некоторые ее недостатки. Все члены команды сходятся на том, что обучение Грега должно быть прежде всего направлено на развитие его жизненных навыков, необходимых дома, в школе и обществе. Таким образом, учебный материал должен непосредственно касаться повседневной жизни. Поэтому методика обучения ориентируется на улучшение коммуникации, при этом основной акцент сделан на передаче смысла, и эта цель считается более приоритетной по сравнению с совершенствованием артикуляции Грега и структуры его предложений. Соответственно, учителя стараются избегать исправления речевых ошибок, на фоне предоставляют примеры приемлемых типовых выражений, используя приемлемые мальчиком слова в своих ответах. Они также хвалят его за правильные ответы, даже если он допускает грамматические или фонетические ошибки. Кроме того, выбранная методика для проведения занятий с Грегом включает использование приемов эффективной работы с вопросами, например, формулировки ряда вопросов, каждый из которых предусматривает поиск определенного небольшого объема информации; тщательное продумывание последовательности вопросов; предоставление большего времени для ответа, чем обычно дают учителя; работа с уточняющими вопросами; и необходимость твердо, но доброжелательно, требовать от Грега надлежащих ответов на вопросы с тем, чтобы он понимал, что оба вида вещания - письменное и устное - несут другим людям важную информацию.
Учителя пришли к выводу, что Грег требует индивидуализированной учебной программы. Благодаря помощи волонтеров, ассистентов учителя и тьюторов, Грег имеет возможность на практике отрабатывать навыки чтения вслух, орфографии и письма и преодолевать недостатки крупной моторики в процессе выполнения тщательно отобранных упражнений и игр. Школа покупает и использует специальные материалы, которые позволяют целенаправленно работать над отдельными аспектами обучения мальчика, требующих особого внимания, например, понимание и выполнение инструкций учителя; соблюдение фонетических правил, в том числе произношения окончаний слов; понимание прочитанного материала, использование описательной речи; формулировка специальных вопросов с помощью вопросительных слов "кто", "что", "где" и т.п., и правильное употребление личных местоимений, грамматических времен глагола и лексики.
Учителя и родители Грега решили, что определенную индивидуализацию его учебной программы необходимо уравновешивать привлечением к общему учебному процессу и жизни школы. Таким образом, по мере своих возможностей, все предметы, кроме языковых дисциплин, мальчик изучает вместе с одноклассниками; вместе с классом ходит в турпоходы, на экскурсии, посещает другие города, участвует в школьных спортивных соревнованиях. При этом предполагается, что он должен придерживаться тех же норм поведения, как и другие ученики. Грег участвует во всех рождественских концертах, которые устраиваются в учебном заведении, выступлениях школьного коллектива на музыкальных фестивалях, обменивается поздравительными открытками на день св. Валентина и приобщается к другим событиям. Его работы выставляются на стендах, включаются в школьный бюллетень, который выходит ежемесячно, и демонстрируются в дни открытых дверей рядом с работами учащихся.
Каждый месяц в школе устраивается общее собрание, где торжественно отмечаются хорошие черты и личные достижения учащихся, например, желание и готовность прийти на помощь другому, умение работать в коллективе, находить общий язык с окружающими людьми, быть оптимистом или усердно работать. Во время таких собраний Грега, как и других детей, также приглашают выйти в центр, и ему аплодирует вся школа.
Педагогический коллектив обращает внимание на положительные результаты взаимообучения. При каждом удобном случае учителя привлекают Грега к групповой работе, чтобы, наблюдая за действиями одноклассников и слушая их, мальчик учился понимать учебную задачу и способ его выполнения. Они отмечают, что другие ученики обычно пытаются побудить Грега к работе и помогают ему с решением задач, хотя иногда такой помощи бывает больше, чем он нуждается. Чтобы усилить эффект взаимообучения, ученикам, которые помогают мальчику, учителя объясняют в чем учебная цель, чтобы они повторяли указания / инструкции для Грега, и темп работы должен быть медленнее, чем обычно. В дополнение к методике взаимообучения и по аналогии с ней, мальчик также включен в общешкольную систему шефства, когда двое старших учеников берут под опеку двух младших детей. В таких четверках товарищи должны присматривать друг за другом во время:
(а) перерывов, где шефы и их младшие подопечные ученики общаются друг с другом; школьной спортивной программы в середине дня, которая вместо соперничества ориентируется на развитие участия и сотрудничества;
(б) внеклассных занятий по чтению, когда товарищи читают друг другу;
(в) специально организованных событий, например, зимнего фестиваля или выездного спортивно-развлекательного праздника весной.
Благодаря практике взаимообучения в начальной школе Грег имеет возможность учиться у других детей, а другим детям - понять нарушения мальчика, она также помогает улучшать академические навыки детей, выступающих в роли учителей Грега, поддерживая его в обучении, и развивая его собственные навыки. Когда мальчик был в четвертом классе, один из старших учеников учил его пользоваться простым компьютерным языком Lego, чтобы лучше решать задачи, и получал за это зачеты по компьютерным наукам. Этот пример еще раз доказывает обоюдную полезность методики взаимообучения.
Учителя и вспомогательные работники также используют ряд других учебных стратегий. В частности, Грег лучше отвечает на письменные вопросы, чем устные, хотя ему сложно дается как устная, так и письменная речь. Они пытаются усиливать эффективность письменной информации с помощью фотографий, наглядности, аудио- и видеозаписей, отрывков из фильмов и предметов, которыми можно манипулировать. Чтобы предоставить информацию качественного характера и сделать ее актуальной для текущего момента, используются конкретные предметы; и действительно, Грег впервые начал заниматься в подготовительном классе после занятий с использованием деревянных букв и цифр. Часто устные инструкции и вопросы необходимо повторять, упрощать и перефразировать. Разнообразные истории и рассказы становятся для Грега более реальными, если он принимает участие в их инсценировке, особенно с использованием реквизита. Во время управляемого чтения вопросы ставятся не в конце страницы, а сразу после прочтения предложения, содержащее ответ, а после прочтения страницы или рассказа полностью вопросы и ответы повторяются снова для закрепления информации. По мнению учителей, каждый урок полезно начинать с повторения материала предыдущих дней. Кроме того, еженедельно в школе проходят местные экскурсии, например, к хлебному магазину, почте, продовольственному магазину, или расположенной неподалеку плотины ГЭС, тогда Грег имеет возможность на практике совершенствовать свои жизненные навыки в различных ситуациях и осознавать связи между темами, которые изучаются в рамках различных дисциплин. После каждой экскурсии мальчик помогает своему учителю составить рассказ о том, что они видели вместе, и рисует иллюстрации к нему.
В работе с Грегом применяется система баллов, которая способствует формированию точности и аккуратности, развитию навыков речи и слушания и играет роль эффективного мотивационного фактора. После накопления определенного количества баллов мальчик получает специальную награду. В качестве такой награды иногда используется определенный символический значок, но, несмотря на то, что социальные стимулы в реальной жизни имеют больший вес, наградой также может быть экскурсия, возможность поиграть в любимую игру или простая похвала. Кроме того, использование настольных игр и пазлов помогает мальчику понять значение слов, сходство и различие и причинно-следственные связи. В то же время, работа на время прекращается, когда он проявляет невнимательность или недовольство.
В работе с Грегом применяется система баллов, которая способствует формированию точности и аккуратности, и развития навыков речи и слушания и играет роль эффективного мотивационного фактора.
Среди других также хорошо зарекомендовала себя практика обмена заметками между школой и семьей, куда вносится информация об основных события дня, особые достижения, выполненные задачи и вопросы, на которые необходимо ответить. На основе этих заметок строится обучение и общение с Грегом дома и в школе. Родителям предоставляются еженедельные табели с данными о прогрессе мальчика. Постепенно учителя пришли к выводу, что в его случае стандартизированные групповые тесты не дают возможности получить точные данные, и это обусловило необходимость индивидуализированного тестирования. Благодаря регулярным контактам между школой и семьей Грег получает постоянную поддержку в обучении со стороны своих близких. Родители были привлечены к выработке целей учебной программы мальчика. И, напоследок, учителя постоянно пополняют свою подборку материалов об аутизме, куда также вносятся данные о прогрессе Грега, и которой также пользуются специалисты по педагогической психологии, логопеды, тьюторы и другие педагоги.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)