Ребенок с аутизмом
Грег
Самая большая проблема Грега - его слабые навыки устной речи. Его речь ограничена. В процессе речи мальчик часто использует неподходящую высоту голоса, говорит слишком тихо или громко, "смазывает" слова, произнося их неразборчиво, и пропускает важные слова в предложениях. Много слов он произносит неправильно, заменяет определенный артикль личными притяжательными местоимениями, например, "мой" или "его" и на большинство вопросов отвечает одним-двумя словами.
Несмотря на трудности языка, в школе Грег научился читать, правда на уровне третьего класса. Но ему сложно понять, что чтение может служить для сбора информации. Кроме того, похоже, ему трудно запоминать только прочитанное. Как следствие недостатков чтения, ему трудно даются темы и предметы, для освоения которых необходимо читать для сбора информации.
Учителя Грега отмечают, что ему сложно обобщать материал, перенося его из одной ситуации на другую. Они замечают, что в процессе работы по устным инструкциям учителя мальчик часто не понимает их цели, особенно если ему предоставляется ряд последовательных инструкций. Создается впечатление, что в таких случаях он понимает, что от него требуется определенная коммуникативная реакция, но он не отвечает и не требует подробных объяснений. Поэтому, как правило, учитель должен повторять для него задачи.
Грегу также сложно различать специальные вопросы, начинающиеся вопросительными словами "почему", "где", "когда", "кто" и другие. Когда учитель обращается с вопросом к группе учеников, Грег также поднимает руку вместе с одноклассниками, не зная ответа, и учителя часто не могут сразу определить, понимает ли он, о чем идет речь на уроке. Кроме того, учителя заметили, что Грег лучше реагирует на индивидуальное обучение, чем на работу в малой группе, отчасти потому, что в процессе индивидуального обучения лучше понимает устные инструкции и потому, что склонен принимать помощь одноклассников, когда те, пытаясь поддержать мальчика, выполняют его задачи.
Приведенные препятствия для коммуникации и обучения негативно сказываются на качестве взаимоотношений Грега с другими людьми. Мальчику требуется время, чтобы определенным образом отреагировать на появление новых людей в своем окружении, и он часто не замечает присутствия гостей в школе. При прямом зрительном контакте Грег чувствует себя некомфортно, особенно с незнакомыми людьми.
В то же время, Грег имеет ряд личностных черт, которые делают его интеграцию в обычном классном коллективе. Он внимателен, хорошо ведет себя на уроке и старается участвовать в школьных мероприятиях. Мальчик редко проявляет злость и недовольство и способен замечать собственные ошибки и шутить над ними. Он хорошо реагирует на учительницу, которая помогает ему уже пятый год подряд. Благодаря этим характеристикам другие дети хорошо воспринимают присутствие Грега в школе, и, кажется, относятся к нему с искренней любовью.
Грегу нравится несколько учебных предметов, в частности - математика, хотя ему сложно дается решения задач. Мальчику также нравятся занятия по правописанию, правда он не может правильно записывать предложения под диктовку. Он радуется урокам музыки и поет громко, но монотонно и сравнительно неразборчиво. К тому же, мальчик с удовольствием работает на классном компьютере.
Персонал школы замечает некоторый прогресс в развитии коммуникативных навыков Грега, и это придает им силу. Его произношение улучшилось, он больше не говорит неразборчиво сам с собой и начал чаще говорить в школе спонтанно. Еще он читает вслух для других учеников, хотя и не ясно. На время подготовки этого материала эхолалия наблюдалась в его поведении обычно только тогда, когда мальчик не знал ответа на вопрос, и он сам начинал задавать вопросы на уроке.
Сильные черты Грега продолжают развиваться, чему немало способствует атмосфера учебного заведения, для которой характерна эффективная коммуникация между учителями мальчика и вспомогательным персоналом в процессе составления и реализации его учебной программы. Персонал школы старается поддерживать дружественный климат, последовательно способствует формированию положительной самооценки у учащихся и поощряет родителей в активном участии в делах учебного заведения; а в случае нарушения дисциплины вместо телесных наказаний применяются другие воспитательные методы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)