Интегрирование ребенка с аутизмом в обучение. Вступление
Для обучения детей с функциональным аутизмом существует большое количество различных форм образования в обычных государственных учебных заведениях. Таких детей можно увидеть в ресурсных кабинетах для детей с ограниченными учебными возможностями, в отдельных классах для детей с расстройствами поведения, в специальных классах для обучения детей с аутизмом, и даже в обычных классах среди общего потока детей. Необходимость целого ряда форм организации образования для учеников с функциональным аутизмом объясняется тем, что они разделяют определенные характеристики, присущие детям и молодежи с другими типами особых потребностей. Как правило, они имеют коэффициент умственного развития (IQ) выше 70 и обладают навыками устной речи. Фиксируются также речевые нарушения и проблемы социального взаимодействия / поведения. Кроме того, у многих учащихся с функциональным аутизмом обнаруживают черты, которые считаются более типичными именно для этой категории нарушений, то есть аутизма, например, чрезмерная избирательность стимула, ограниченная мотивация, самостимулюющая реакция и эхолалия.
Приведенные характеристики составляют типичную картину функционального аутизма, но каждый ребенок уникален, и поэтому ученику с таким нарушением могут быть присущи все эти навыки и недостатки или только некоторые из них.
Принимая во внимание наличие различных характеристик, учителя у аутичных детей часто спрашивают "чему я должен учить?». На этот вопрос нет простого ответа, а учебные планы и программы, которые разрабатываются специально для таких учеников на коммерческой основе, преимущественно отсутствуют. Поэтому, педагоги должны обмениваться опытом работы с детьми с функциональным аутизмом, делиться своими успехами и неудачами, это в дальнейшем будет создавать основу для эффективного обучения молодежи с аутизмом. Именно такую цель ставит перед собой автор этой статьи, представляя опыт интеграции Грега, мальчика с аутичным поведением, в начальной школе.
Грег посещает начальную школу уже 8 лет. За это время 2 года он учился в подготовительном классе, за год прошел программу с первого по пятый класс, и на момент написания этой статьи, второй год подряд, находится в шестом классе. В целом на протяжении этого периода его учили и помогали разные учителя, ассистенты учителя и волонтеры. Родители мальчика всегда настаивали на направлении его в обычную государственную школу, хотя уже с раннего возраста замечали, что их сын отличается от сверстников, например, когда он проявлял слабые навыки связной речи или неразборчиво говорил сам с собой. Принятие в местную школу и дальнейшая частичная интеграция мальчика к обычному классу требовали постоянной поддержки со стороны родителей и старших братьев Грега, которые играли роль домашних учителей, делали аудиозаписи уроков, которые Грег должен был прослушать перед сном, помогали готовиться к экзаменам, поддерживали регулярные контакты с учителями и имели дома комплект школьных учебников, чтобы помогать Грегу выполнять домашние задания.
Родители не теряют оптимизма и положительно расценивают шансы своего сына жить сравнительно нормальной жизнью и стремятся помочь ему стать как можно более независимым. С этой целью семья привлекла мальчика к занятиям в воскресной школе, следит за тем, чтобы он принимал участие в различных мероприятиях и праздничных событиях в обществе, приобрела компьютер и другое сопутствующее оборудование для использования дома. Родители не теряют оптимизма и положительно расценивают шансы мальчика жить сравнительно нормальной жизнью и стремятся помочь ему стать как можно более независимым.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)