Деятельность по развитию критического сознания.
Было бы замечательно думать, что за счет спонсора можно предоставить избранным учителям возможность побыть среди людей, которые живут в изолированных условиях, что дало бы им возможность понять повседневную жизнь этих людей, а также изучить пути, за счет которых наука была бы способна бросить вызов невыгодном положению людей, вместо того, чтобы его закреплять. Очевидно, что это нереально. Однако нет ничего нереального в том, чтобы увидеть учителей, привлеченных к деятельности по развитию критического сознания. Это может приобретать разнообразные формы. Например, я представляю, как заинтересованные учителя регулярно встречаются для того, чтобы поделиться своими личными историями, изучить обстоятельства изоляции, особенно, если они наглядно проявляются в их школах, а также рассмотреть вопрос об использовании полученных новых знаний в повседневной практике работы школьного образования. При этом можно привлекать других людей, таких, что сами относятся к социально незащищенным группам, или таких, чье положение придает им возможность поднимать вопросы, которые могут привести к пробуждению понимания среди учителей. Значительная часть этой работы требует необходимости делиться историями повседневной жизни и прикасаться к связанными с ними проблемными вопросами. В качестве части процесса групповой работы, члены группы будут изучать пути включения этого нового сознания в учебные программы и донесение ее до классов, наполнение своей педагогической практики направленной на достижения социальной справедливости.
В последние годы образовательные партнеры в провинции Новая Шотландия, включая Союз учителей Новой Шотландии и Департамент образования, предлагают финансовую помощь в проведении ежегодной конференции по вопросам детской бедности. Сотни учителей и администраторов принимают участие в семинарах и лекциях, которые изучают влияние бедности на школьное образование и пути улучшения ситуации в этом направлении. Предоставление спонсорской помощи в проведении профессионального сбора не гарантирует обязанности решать проблему бедности как проблемы школы, но она открывает возможности диалога между специалистами, которые могут иметь положительные последствия для нахождения в школе детей, которые живут в бедности.
Нарратив – новый термин, появившийся в области политической лингвистики, который означает текст, описывающий некую последовательность событий, то же самое, что история, рассказ, повествование.
Программа социально неблагополучных школ в Австралии, которую вкратце описал Конелл (Connell), является программой компенсаторного образования, в центре внимания которой находится проблема бедности. Эта программа по своей организации и выполнению предусматривала привлечение учителей, администраторов и других людей в разнообразных школьных проектах и деятельности, призванных уменьшить влияние бедности на школьное образование. Одним из результатов программы стало создание сетей активных учителей и родителей. Хотя эту группа не была создана на базе школы, она представляет собой пример того, как учителя и другие люди объединяют свои усилия ради развития деятельности по обеспечению социальной справедливости в школах. Несмотря на комментарии Конелла о том, что в первые годы существования программы в ней существовал определенный беспорядок, он отмечает, что программа привела к небольшим достижениям и, в некоторых случаях, стала основой системных изменений.
Блумер и Татум (Blumer and Tatum) описывают деятельность одного школьного округа в штате Массачусетс, направленную на преодоление умолчания фактов расизма и на создание антирасистского школьного сообщества. Таким образом, они говорят о важности того, чтобы взять под сомнение свои собственные предположения относительно расового вопроса, а также о необходимости соответствующих обязательств на верхнем уровне управления школой и системой.
Блумер, начальник управления образования округа, говорит о важности определения школами округам главных ценностей: "Я был убежден, что любую из главных ценностей можно и необходимо взвешивать, исходя из того, насколько сильный и весомый вклад он вносит в дело созданного свободной от расизма школьного сообщества". Госпожа Татум, консультантка по вопросам образования, которая много писала о проблемах расизма, была приглашена присоединиться к инициативе в качестве руководителя. Она описывает процессы, цель которых заключалась в поощрении учителей к анализу своих собственных точек зрения на расовые вопросы и того, каким образом они могли нечаянно увековечивать негативные стереотипы. С точки зрения готовности поддержать инициативу, они комментируют: «влияние преданного идее лидерства на верхней ступени организации нельзя недооценивать. Очевидно, что это – важнейший компонент, который обеспечивает долгосрочный успех». Знакомство учителей с такой деятельностью по развитию критического сознания требует от администраторов именно такой преданности этому делу, о которой говорят Блумер и Татум (Blumer and Tatum). Оно требует преданности педагогике социальной справедливости, усмотрения в социальной справедливости несколько большего, чем добавление чего-то к уже перегруженной учебной программе. Именно от такой преданности зависит осуществление коллективных действий. Работа по развитию коммуникативной компетенции. Грамотность считается одной из основ государственного образования. Однако, как уже отмечалось ранее, грамотность означает не только умение читать, а скорее грамотность в вопросах социальной справедливости. Она строится на протяжении школьного обучения так же, как более поздние математические понятия строятся на основе усвоенных раннее. Она начинается в начальной школе, возможно, с выделением акцента на внутренней динамике класса. Если социальная справедливость требует права голоса и справедливых действий, оба эти аспекта необходимо моделировать в классах.
Для этого необходимо отойти от учителя как человека, который имеет полномочия, к созданию класса, который был бы демократическим форумом. Главный принцип заключается в том, что голос каждого ребенка имеет значение. Ведущие вопросы определения процессов, которые происходят в классе, необходимо сфокусировать на динамике межличностных отношений. Что является справедливым в каждой данной ситуации? Как нам действовать таким образом, чтобы ценить мнения и действия других людей? Что нам делать с оскорблениями в адрес личной ценности и достоинства? Как нам принимать во внимание учеников во время планирования и осуществления практической работы в классе? Пол (Paul) описывает различные процессы, которые она использует для того, чтобы сделать свой первый класс более демократическим. Она говорит, что "каждый человек в нашем классе должен узнать, что он является важной частью нашего учебного сообщества". Это находит свое значение, например, в привлечении учащихся к процессу принятия решений и проведения классных собраний под руководством учеников. Пол описывает ситуации, когда какой-то ученик назначает собрание для того, чтобы решить вопрос, как ученики убирают свои вещи, или, когда другой ученик часто назначает собрание для решения вопросов справедливости.
Построить класс таким образом означает смоделировать педагогику справедливости и самоуважения. В классах, преданных делу обеспечения социальной справедливости, много внимания уделяется рефлексии о совершенных в классе действиях, заботятся о развитии центральных понятий справедливости и демократических поступков, а также об обстоятельствах социального неблагополучия. Классы, которые требуют полного внимания к учителю, которые не слышат голосов учеников (независимо от того, насколько малы эти ученики), моделируют использование власти и обучают уступчивости и молчанию перед лицом авторитета. В классе, в котором уважают социальную справедливость, все делают наоборот.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)