Новая педагогика
Таким образом, новая педагогика, которая заключается в теории и практике жизни с детьми, должны знать, что надо делать во взаимоотношениях, основанных на умеренности и открытости по отношению к детям и молодежи, вместо того, чтобы руководствоваться традиционными убеждениями, отвергнутыми ценностями, старыми ролями и установленными требованиями.
Бэхе (Bassey) комментирует, что "одним из путей начала диалога в классе есть рассматривание повседневной жизни как проблемы ". Для того чтобы это сделать, учителя начинают с чего-то местного, из собственных историй и историй своих учеников. Этот путь может оказаться опасным, потому что он заключается в предоставлении собственной школе и местному обществу возможность посмотреть в зеркало и изучить жизненные условия своих членов, а также исторические условия, которые привели к нынешним путям бытия.
Однако педагогика социальной справедливости этого требует. Как утверждают Бетман и Мур (Bettman and Moore): "для содействия общественным ценностям демократии, школы, фактически, обязаны предоставлять конструктор для интеграции социальной справедливости в образовательную тактику". Полезным отправным пунктом являются местные проблемы. Считать местные проблемы слишком чувствительными и вместо этого переносить акцент внимания на национальные или международные проблемы означает ложную попытку сказать, что эти проблемы, принадлежащие другим, что они не существуют в нашем собственном дворе, что меняться нужно всем остальным.
Существует еще третье требование к педагогике социальной справедливости. Критическая рефлексия и критическое сознание – это не темы, которые нужно преподавать так как другие школьные предметы.
Они – это пути бытия в этом мире. Развитие критического сознания – это развитие практики, слива теории и практики путем проведения критической рефлексии. Несмотря на некоторую спорность, это может потребовать "нахождения там", обеспечивая, по крайней мере, типы межкультурного опыта, на который выше ссылался Бэхе (Bassey). Такой опыт повышения сознания, необходимости "пройти милю в моих ботинках", предоставляет учителям возможность перейти к пониманию обстоятельства, которое нельзя полностью оценить с помощью письменного текста. Рассматривая вопрос о роли учителей в борьбе бразильских рабочих, Гадоти (Gadotti) предоставляет следующий комментарий: однажды во время встречи с Луисом Игнасио (Лула) да Силва, который на то время был лидером рабочих-металлистов, я сказал, что место рабочего – у ворот завода, а место учителя – в классе. Он ответил, что место учителя также у ворот завода. Даже сегодня я не в полной мере убежден его ответом. Я понимаю, что педагог, как рабочий, должен бороться возле ворот школы, а не у ворот завода. Однако, в случае необходимости, педагог должен пойти до ворот завода и, особенно, на улицу, для того чтобы понять борьбу работников физического труда, потому что мы – единый класс и должны учиться солидарности в борьбе наших классовых братьев. Это тот урок, который учителя должны получить, а не провести. Необходимо быть с ними для того, чтобы завтра не оказаться против них или против их детей, которые посещают наши школы.
Учителя, которые привносят в класс такой опыт, способны более убедительно говорить о случаях несправедливости. Благодаря такому опыту, они могут понять, каким образом они, как представители государства, бессознательно принимают участие в увековечении несправедливости. Если мы хотим организовать обучение по-другому как деятельность, которая имеет целью повысить социальную осведомленность и помочь учащимся в развитии критического сознания, а также в воспитании мужества, нужного для политических действий, нам нужно трансформировать эти теоретические посылки в реальную школьную практику.
Преобразование лидерства.
Существует немного примеров нахождения образовательных лидеров на переднем крае, когда речь идет о социальной справедливости. Поэтому, для того чтобы иметь возможность утверждать, что она способна помочь нам в осуществлении педагогики социальной справедливости, мы должны перестроить ее таким образом, чтобы она отошла от своих административно-управленческих и военных корней. Традиционные концепции практики лидерства толкуют ее как использование влияния и узкого внимания к целям. Такой подход редко вызывает возражения. От рабочих требуется следование целям организации, а от лидеров требуется использование разнообразных соответствующих (а иногда и неподходящих) средств ради достижения этих целей. Это – рационалистическая концепция организаций (Скотт) , и, как считают Рейес и Скрибнер (Reyes and Scribner), устарела и неуместна концепция, когда ее применяют по отношению к современному школьному образованию и вопросам справедливости.
Создание подхода к лидерству, который будет требовать справедливости во всех аспектах школьного образования, нуждается в необходимости опровержения его (распространенного) националистского построения и признания того факта, что школы являются ареной политических действий. Как отмечают Дальстром, Сварц и Цайхнер: "образование не может быть самостоятельным и независимым от идеологии. Оно одновременно привлечено к созданию идеологии и является театром военных действий в борьбе за идеологии". Поэтому все подходы к школьному лидерству, а особенно те, что являются «принятыми», нужно подвергнуть сомнению с точки зрения того, кому они идут на пользу, а кого изолируют или заставляют замолчать. Как сказал Мекси (Maxcy) в заключительной части своей большой работы по вопросам критического и прагматичного лидерства: нам необходимо перестроить и переосмыслить лидерство как информированное, критическое и прагматичное действие—идея лидерства, которая требует от каждого, кто принимает участие в преподавании/обучении таких мыслей и усилий, которые приведут к реформированию образования. Именно на это мы надеемся.
Таким образом, мы рассматриваем лидерство не как усилия одного лица, а как совместные усилия.
Речь идет не о четком распределении между лидерами и теми, кто за ними следует, а о коллективных заинтересованных (политических) действиях. Суть такой формы лидерства, по словам Ламберта (Lambert), состоит в совместном обучении, в создании значений и знаний путем коллективных и объединенных усилий". Смысл сообщества, которое возникает благодаря общей заинтересованности в совершенствовании, составляет часть дискурсов, которые ведутся в критической педагогике и теологии освобождения, и этот смысл считается неотъемлемой частью "изменения своего собственного мира". Мьюбора (Mewbora) говорит о возможности положительных коллективных действий, фокусируя особое внимание на вопросах пола. Он касается деятельности по повышению квалификации, в которых особое внимание уделяется вопросам справедливости, об учителях, которые предлагают занятия с использованием ролевых игр, в которых оказывается практика
предвзятости, а также повторения определенных действий с бесстрастным воспроизведением сценариев. В основе его аргументации лежит напоминание о том, что улучшение справедливости,
скорее всего, можно достичь за счет коллективных действий, и что это ясно проявляется, когда учителя принимают на себя обязательства поддерживать друг друга в усилиях, направленных на изменение практики, а также когда администраторы берут на себя обязательства выделять специальное время и предоставлять учителям другие виды поддержки.
Корсон (Corson) рассказывает о конкретном случае изучения школы на Ричмонд роуд и об усилиях директора и учителей, направленных на решение проблем предвзятого отношения, выявляемого в традиционных формах школьного обучения. Что особенно интересно относительно этого случая, это не только уровень заинтересованных, общих и постоянных действий от имени школы, но и тот факт, что катализатором изменений оказался директор. Корсон отмечает, что "благодаря своей [директора] собственной критической открытости, он предоставил сотрудникам свободу
выявление насущных вопросов в проблемном контексте школы». Оценка образовательного лидерства, которую сделал Коль (Kohl), и о которой уже говорилось раньше, конечно является верной, но при этом существуют исключения. Одним из них является история школы на Ричмонд-роуд, о которой рассказал Корсон (Corson).
Получив вдохновение от этого, ниже я предлагаю возможности проведения в жизнь инициативы по лидерству, которые продвигают практические подходы, присущие для школы. При этом я возвращаюсь к трем главным требованиям создания социальной педагогики справедливости, определенных ранее. В каждой из них, непосредственно или косвенно говорится о качестве взаимоотношений между учениками в связанных с обучением ситуациях.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)