Проявления гегемонии
Одним из наиболее очевидных проявлений гегемонии является зависимость женщин, которая исторически сложилась и частично проявляется в том, что о них редко вспоминают в школьных текстах (или их незаметно), или в том, что их изображают стереотипно и обособленно. Это особенно стоит отметить, учитывая то, что большинство учителей - женщины, и это наводит на мысль, что они активно, хотя может и бессознательно, принимают участие в своем собственном обособлении. В историческом аспекте это отличается от замалчивания в текстах и в процессе преподавания, например, искаженного изображения афро-канадцев и коренных народов, и разница заключается в том, что "рассказчики историй" (учителя) не были членами этих групп. На примере ситуации, в которой находятся женщины, мы начинаем смотреть на гегемонию как на сложный переплетенный процесс, в котором те, кто являются обособленными, принимают участие в создании этого отделения.
Благодаря такому положению вещей мы понимаем, каким образом школа является площадкой для передачи конкретных точек зрения - выбранных историй, которые отражают социальные построения доминирующих групп. Как отмечает Муфолетто (Muffoletto) в статье, изучают технологию как современную идеологию, "все тексты гегемонистские и составляют часть более масштабного дискурса, закодированного значениями, ценностями и идеологическими взглядами на других и на себя. Это касается не только печатного, но и произнесенного слова. Структура и функционирование школ проявляют склонность к группам, сходятся в социально благоприятном положении, которые получают наибольшую пользу от обучения. Как в прошлом, так и сейчас школы принимают на вооружение практику, узаконивают различия на основе расовой принадлежности, пола и социального класса, часто во имя правильной педагогической практики. Еще одним источником лишения возможностей в американских школах есть продолжение существования доверия к тестированию интеллектуальных способностей, как средства определения того, куда помещать учеников, даже несмотря на то, что эти тесты обесценивают и лишают прав бедных учеников, которые являются представителями меньшинств, так как они часто являются склонными к ученикам из среднего класса, которые не относятся к меньшинствам.
В последние десятилетия было начато осуществление многих ценных инициатив, направленных на повышение присутствия групп меньшинств в школьных учебных программах, главным образом в ответ на критические замечания со стороны критически настроенных педагогов относительно соучастия школ в воспроизведении невыгодного положения. Несмотря на это, хотя повышение видимости может быть полезным, даже если оно имеет место только периодически и не очень очевидно, оно не способно привести к значительным изменениям. Ранние подходы к мультикультурности является полезным примером школьной практики, которая способна поддерживать статус-кво, даже несмотря на то, что она дает возможность увидеть, что на себе испытывают группы меньшинств. На поверхности мультикультурная деятельность имеет цель уважать разнообразие и приветствовать более справедливое отношение ко всем людям. Однако, сложность осуществления практической работы в школе и обществе заключается в существовании тенденции к выделению времени признания культур, которые не являются доминирующими, вместо того чтобы интегрировать их в существующую практику. Как отмечает Торре (de la Torre): "много мультикультурных подходов к учебным программам имеют склонность к тому, чтобы делать из культурных меньшинств нечто экзотическое. Мы выделяем дни для празднования их праздников, едим их пищу, танцуем их танцы. Однако мы никогда не подвергаем сомнению статус доминирующей культуры ". Даже лучшие намерения могут иметь неожиданные и контрпродуктивные последствия.
Мультикультурное образование за пределами этих ранних подходов. Например, акцент на антирасистском образовании, которое имеет место в последнее время, показывает, что осуществляются социальные изменения через школьное образование, каким бы сложным и долгосрочным ни был этот процесс, значит наилучшим образом тогда, когда акцент внимания на достижение изменений проникает в устройство школы, когда он становится одной из ключевых ценностей.
Элементы педагогики социальной справедливости в опубликованном варианте публичного обращения к участникам Международной конференции Ассоциации эмпирического образования, проходившей в США в 1993 году, Ричард Крафт (Richard Kraft) начал со следующего: во время моей работы во многих бедных странах во всем мире меня преследовал вопрос: почему почти все примеры великого морального мужества представляют люди с другим цветом кожи лица, которые находятся в тюрьмах за свои убеждения, люди, родившиеся в бедных семьях, или такие, что страдают от жесткой дискриминации.
В несколько меньшем масштабе, людям, которые находятся в школе, нужно только взглянуть на изолированных учеников, чтобы увидеть примеры морального мужества. Поскольку я – представитель среднего класса европейского происхождения, я не могу говорить о вызовах, с которыми сталкиваются эти ученики ежедневно, кроме того, что я могу слушать их слова, читать их истории и представлять все, с чем им приходится иметь дело в жизни. Однако, работая преподавателем в экономически депрессивном регионе провинции Новая Шотландия на протяжении многих лет, я был очевидцем и иногда удивлялся мужеству многих моих учеников, которые каждый день приходили в учебное заведение, в котором им говорили колкости, дразнили их, а иногда и употребляли по отношению к ним физическую силу за цвет их кожи (афро-канадцы), и/или их внешнего вида, в котором все кричало об их бедности. Многие из них реагировали предусмотрительно: говоря язвительные вещи в ответ, иногда прибегая к физической силе. Некоторые из них бросали школу, другие находили в себе мужество оставаться. У меня нет никаких сомнений относительно того, что они чувствовали себя обиженными, и обиженными со шрамами в душе.
Размышляя над ситуацией, в которой находились ученики, которых я учил, я вспоминаю слова Мартина Лютера Кинга: каждый может быть великим, потому что служить способен любой, совсем не нужно иметь образование колледжа, чтобы служить, совсем не нужно согласовывать подлежащее со сказуемым, чтобы служить, для этого нужно лишь сердце, преисполненное милосердия, душу, которая рождает любовь.
В обществе, которое становится все в большей степени зависимым от дипломов о высшем образовании, легко упустить из виду тот факт, что сами степени и дипломы не ведут к лучшим социальным условиям, в гармоничных и безопасных общинах, к способности быть в мире с самим собой, к предоставлению общественных услуг без ожидания вознаграждения или компенсации, или в отношение к другим людям с достоинством. Несмотря на это, кажется, что школьное образование в значительной степени стало именно этим: погоней за дипломами, в создании из себя личности, которая имеет приемлемую рыночную цену. Педагогика социальной справедливости является контрапунктом к такой очевидной самовлюбленности. Она предлагает нам строить школьное обучение, помня не о преимуществах, а про невыгодное положение.
Первым шагом, который необходимо сделать, концентрируя внимание на обеспечение беспристрастности в школах, это признать важность развития коммуникативной компетенции и работать над ее созданием. Как отмечает Соучек (Soucek): "социально сознательный общественный дискурс более всего нуждается в компетентных участниках ". Это означает нечто гораздо более глубокое, чем простое умение разговаривать с другими, или, возвращаясь к высказываниям Мартина Лютера Кинга, которое было приведено выше, согласовывать подлежащее со сказуемым. Это означает важность языка справедливости, преднамеренных педагогических действий, направленных на информированное сознание, а также развитие политической осведомленности. Также говорится о необходимости предоставить всем участникам возможность высказывать свои точки зрения свободно, без боязни взаимных обвинений или наказания. Несмотря на то, что это может показаться идеалистическим и нереалистичным, то, чего никогда не удается достичь в полной мере в повседневном диалоге, это уменьшает важность работы ради достижения утопической цели. Таким образом, овладение языком — решающим проявлением грамотности — становится главным центром внимания свободного школьного обучения.
Второй шаг заключается в установлении открытого диалога. Эту задачу выполнить нелегко в заведении, в котором исторически голоса учителей уважали больше, чем голоса учеников, или некоторые ученики имели преимущество над другими во время общения в классе. Это требует переосмысления педагогических ролей учителей и их роли, как представителей государства. В каком-то смысле для этого необходимо войти в мир детей и подростков, видеть его их глазами и, в метафорическом смысле, жить в нем так, как живут они. Как отмечает Ван Манен (Van Manen).
Ребенок фактически является творцом своей собственной судьбы — как на личном, так и на социальном уровне.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)